Валентина Васильевна
Проект «Семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 114» Выполнила: Чучкалова В. В
Паспорт проекта :
ТИП ПРОЕКТА : познавательно – творческий.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.
ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: ребенок, семья и общество.
ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЕКТЕ : исполнитель.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• воспитанники 5- 6 лет;
• воспитатели;
• родители.
Публикация «Проект „Семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: месяц.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА : Создание альбома сочинений «Семья и семейные традиции».
Актуальность
«Семья – это та самая среда, в которой
человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.
Семейные ценности вещь многогранная - найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Возрастные особенности развития
детей от пяти до шести лет
Возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома.
Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие.
Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
Гипотеза проекта
Если будут созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным традициям.
Цель проекта :
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
Образовательные:
закреплять и обобщать знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
формировать представления о генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;
формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;
углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
показать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества.
Развивающие:
развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.
Воспитательные:
воспитывать основы нравственных качеств: умение проявлять заботу о своих близких и оказывать им посильную помощь- воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Этапы и сроки реализации:
1. Организационно-подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов. Составление тематического планирования мероприятий.
Аналитический.
Разработка мероприятий в соответствии с тематическим
планированием. Создание тематических альбомов.
Организация творческой деятельности воспитателей,
детей.
2. Практический.
Проведение бесед, рассматривание иллюстраций,
тематических альбомов, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность родителей совместно с детьми, сюжетно – ролевые, дидактические, хороводные игры, п/игры.
3. Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.
Формы работы:
• Беседы;
• рассказ (составление описательных рассказов про семью);
• чтение детских художественных произведений;
• чтение стихотворений, загадывание загадок;
• театрализованная деятельность;
• слушание музыкальных произведений;
• с/ролевые игры;
• дидактические игры и упражнения;
• продуктивная деятельность детей;
• пальчиковая гимнастика;
• словесные игры;
• слушание муз/произведений;
• просмотр мультипликационных фильмов ;
• создание альбома сочинений «Семья семейные и традиции»
(с родителями).
Тематический план работы
Сроки Мероприятия
Октябрь I неделя 1. Беседы: «Как вы понимаете, что такое семья?», «Род и родословная».
2. Чтение: В. Сухомлинский «Именинный обед»; Ш. Перро «Красная шапочка»; В. Осеева «Волшебное слово».
3. Худ/ творчество: «Моя счастливая семья» (рисование).
4. Дид/игра «Переезжаем на новую квартиру»
5. С/р игра «Семья»
6. Театрализованная деятельность: кукольный театр «Три медведя»
7. Пальчиковая гимнастика: «Кто живет в моей семье»
8. Худ/ слово: стихи, загадки, пословицы про семью.
9. Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка»
10. Слушание: «Мама – первое слово» сл. Ю. Энтин, муз. Ж. Буржоа
11. Работа с родителями: сочинение на тему «Семья и семейные традиции»
Октябрь II неделя 1. Беседы: «Мои домашние обязанности», «Как мы отдыхаем всей семьей».
2. Чтение: «Гуси - лебеди» (сказка); «Крошечка - Хаврошечка» (сказка)
3. Худ/ творчество: «Угощения для семьи» (лепка).
4. Речевая игра «Назови ласково»
5. С/р игра «Дочки - матери»
6. Игры с конструктором «Моя комната»
7. Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»
8. Худ/ слово: стихи, загадки, пословицы про семью.
9. Просмотр мультфильмов «Морозко»
10. Слушание: «Моя семья» Сл. и музыка А. Ермолова
11. Работа с родителями: сочинение на тему «Семья и семейные традиции»
Октябрь III неделя 1. Составление рассказов: «Выходной день в моей семье», «Как мы отмечаем дни рождения».
2. Чтение: В. Сухомлинский Лепка «Все добрые люди – одна семья»; В. Сухомлинский «Самые ласковые руки» .
3. Худ/ творчество: Оберег «Подкова» (лепка).
4. Дид/игра «Назови профессии»
5. С/р игра «Семейный обед»
6. Игры с конструктором «Построй дом для семьи»
7. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
8. Худ/ слово: стихи, загадки, пословицы про семью.
9. Просмотр мультфильмов «Мешок яблок»
10. Слушание: «Моя семья» Сл. и музыка А. Ермолова
11. Работа с родителями: сочинение на тему «Семья и семейные традиции»
Октябрь IV неделя 1. Составление рассказов: «Новый год всей семьей», «Кем работают твои родители».
2. Чтение: В. Белов «Мамина дочка»; Л. Толстой «Косточка»
3. Худ/ творчество: «Конструирование из бумаги» (дом для семьи).
4. Речевая игра «Кто что делает?»
5. С/р игра «Магазин»
6. Театрализованная деятельность: пальчиковый театр «Красная шапочка»
7. Пальчиковая гимнастика «Мой дом»
8. Худ/ слово: стихи, загадки, пословицы про семью.
9. Просмотр мультфильмов «Простоквашино»
10. Работа с родителями: сочинение на тему «Семья и семейные традиции»
11. Создание генеалогического древа «Моя семья»
Ожидаемые результаты:
Закрепились и обобщились знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях.
Сформировалось представления о генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии.
Сформировалось у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности.
Углубились знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности.
Развивать познавательные способности у детей, активно включились их в познавательно-творческую деятельность.
Научились проявлять заботу о своих близких и оказывать им посильную помощь- воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Получили необходимую информацию о своей семье (что такое семья, ее история и традиции).
Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.