Людмила Прыгунова
Проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Широкая Масленица»
(Подготовительный к школе возраст)
Проблема: Актуально ли в наши дни говорить о русском народном празднике - Масленице?
Вид:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно-практический проект : дети собирают информацию и реализуют её совместно со взрослыми.
3. по срокам реализации – краткосрочная (1 неделя) .
Цели:
• развитие умения решать проблему с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Публикация «Проект „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• формирование умения решать данную проблему с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, развитие умения вести беседу в процессе совместной деятельности.
•Закрепление устойчивого внимания, памяти, речи;
• развитие эстетического восприятия, воображения.
Основная цель проекта - нравственное воспитание:
1. Приобщить детей к знанию истоков русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России;
2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радоваться в процессе совместной деятельности.
3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
4. Учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Схема осуществления проекта «Широкая Масленица»
Развитие речи:
Понедельник: Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. (Показ презентации «Масленица»).
Вторник: Занятие «Масленица - ряженица» : знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.
Среда: Занятие «Ой ты, Масленица» : рассказ о каждом дне масленичной недели. Показ презентации.
Игровая деятельность
Понедельник: Подвижная игра «Масленица».
Вторник: Хороводная игра «Золотые ворота»
Среда: Танец «Топ-топ».
Четверг: Логоритмическая игра «Радуга-дуга» (приложение №4)
Пятница: Подвижная игра «Козочка»
• Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки» (3-347, 348) ;
• Игра малой подвижности «Летят – не летят»
Художественная литература:
Понедельник: Заучивание закличек на Масленицу : дать детям представление о жанровых особенностях, назначении закличек.
Вторник: Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу : уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
Среда: Прослушивание русской народной песенки «Блины»
• Заучивание масленичных частушек : поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Понедельник: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» : углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
Пятница: Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка» : развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю» : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
ИЗО:
Четверг: «Масленичное солнышко - Ярило» : создать эмоциональный подъём и желание сделать приятное другому человеку, закрепить умение подбирать контрастные цвета.
Ручной труд:
Пятница: Оригами «Масленица» : Конструирование, аппликация из цилиндров и конусов. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, способствовать формированию самостоятельности, уверенности в себе.
Наглядная информация: Оформление папки-передвижки «История Масленицы»
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек, стихов к празднику.
Презентация итогов работы по проекту :
1. «Масленица, Масленица, встречаем тебя с блинами и маслицем!» : Встреча, пение масленичных обрядовых песен и закличек, частушек.
2. «Масленица» игровая программа, совместно с музыкальным руководителем (фотоотчет).
3. Фотоотчет, видеопрезентация.
Используемая литература и другие источники.
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.
2. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб, 2004. 64с.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.
Приложение:
Хороводная игра «Золотые ворота»
Слова к игре:
В золотые ворота проходите господа.
Первой мать пройдет, всех детей проведет.
Первый раз – прощается, второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Логоритмическая игра «Радуга – дуга»
Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…. (машут руками)
И на облако присели, стоп! (приседают)
Пословицы и поговорки.
• Блины брюхо не портят.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
• Не житье-бытье, а Масленица.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин добр не один.
• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.