Марина Зверева
Проект «Школа для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
О проекте «Школа для родителей»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности «Школы для родителей» (далее – Школа). Деятельность Школы ориентирована на установление сотрудничества образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей с нарушением слуха.
1.2. Школа создана на базе МБДОУ № «».
Публикация «Проект „Школа для родителей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
1.3. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования федерального и регионального значения, Уставом МБДОУ, настоящим положением и другими локальными актами образовательного учреждения.
1.4. Участниками Школы являются родители (законные представители) детей, воспитанники.
1.5. Основными принципами работы Школы являются :
- гуманистическая направленность и приоритетность интересов ребенка;
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики.
2. Основные направления деятельности
-психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья;
- педагогическое и правовое просвещение родителей (законных представителей);
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- информационно-консультативная помощь родителям (законным представителям) в области специальных знаний по психологии, сурдопедагогики и логопедии;
- популяризация деятельности Школы среди населения региона.
3. Цель и задачи Школы.
3.1. Главной целью Школы является формирование психолого-педагогической и социально-правовой компетенций родителей (законных представителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Задачи Школы : - оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
- формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
- формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
- просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
4. Организация деятельности Школы.
4.1 Родители детей с ограниченными возможностями здоровья выступают как заказчики на психолого-педагогическую помощь в рамках Школы. Специалисты МБДОУ оказывают педагогическую помощь семьям.
4.2 Школа функционирует на безвозмездной основе в соответствии с приказом заведующего МБДОУ от ___ г. № ___и настоящим Положением.
4.3 Занятия Школы проводятся 1-2 раза в месяц. Планирование занятий осуществляется в соответствии с результатами мониторинговых исследований проблем родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.4 Формы организации работы Школы : практикумы, открытые мероприятия (занятия с детьми, анкетирование, консультации, совместные мероприятия ДОУ, обсуждение и видеопросмотры опыта воспитания, выезды в семью.
5. Права и обязанности участников Школы.
5.1 Родители (законные представители) имеют право на: получение квалифицированной консультативной и информационной помощи по проблемам воспитания, обучения, развития детей с ограниченными возможностями здоровья; получение психолого-педагогической помощи, повышение педагогической, правовой и общей культуры; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
5.2 Педагоги и специалисты Школы имеют право на : внесение корректив в план работы Школы в зависимости от возникающих проблем, запросов родителей; повышение квалификации через участие в профессиональных мероприятиях; изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
5.3 Педагоги и специалисты Школы обязаны : вести работу в Школе с учетом интересов и запросов родителей (законных представителей) и в соответствии с планом, утвержденным Заведующим МБДОУ № 19; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощи родителям (законным представителям); соблюдать Конвенцию о правах ребенка, нормативно-правовые акты в сфере образования.
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА :
«Школа для родителей»
(дополнительный компонент коррекционно-педагогического процесса).
ТИП ПРОЕКТА– долгосрочный.
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА :
Зверева Марина Анатольевна,
Кит Надежда Анатольевна.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
не достаточная активность семьи в коррекции дефекта и развитии личности детей с нарушением слуха.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1. Бытует мнение, что вся коррекционная работа должна проводиться специалистами.
2. Недостаточность информации у родителей об особенностях развития детей с нарушением слуха, методах и приёмах их обучения.
ИДЕЯ ПРОЕКТА.
Психологическая помощь родителям детей с нарушением слуха - важный компонент абилитации детей. Это обусловлено тем, что при воспитании тугоухого ребёнка родители сталкиваются с множеством психологических проблем. Воспитание и обучение ребёнка с нарушением слуха требует от родителей большой самоотверженности, терпения и упорства. От того насколько быстро родители включаются в процесс реабилитации ребёнка, зависит всё его будущее. Можно с уверенностью утверждать, что 80% успехов детей с нарушением слуха – это заслуга их родителей.
Психологическая поддержка родителей заключается в том, чтобы помочь им пережить состояние шока после того, как они узнали о нарушении слуха у своего ребёнка, и помочь им начать активно развивать у него слух, речь, другие навыки. Д. Льютеман описал стадии развития чувств родителей глухих детей. Первая стадия- шок. Вторая стадия – понимание. Третья стадия – «защитное отрицание». Четвёртая стадия – принятие глухоты. Пятая стадия – конструктивные действия. На этой стадии родители меняют свой образ жизни, жизненные ценности. У них формируется новая важная цель – воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью. Многие родители на этом этапе осознают, что их жизнь стала насыщеннее, полнее, интереснее.
Первые три стадии занимают недели и месяцы, четвёртая и пятая стадии – всю жизнь.
Задача специалистов – помочь родителям как можно быстрее и с наименьшей психической травмой пережить первые три стадии и перейти к конструктивным действиям.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Помощь родителям детей с нарушением слуха в повышении их психолого-педагогической компетентности. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
1. Оказывать теоретическую и практическую помощь родителям в коррекции дефекта и развитии личности детей с нарушением слуха.
-Обсудить с родителями возможные причины нарушения слуха их детей. Дать литературу, которую они смогут прочесть дома.
- Предоставить родителям информацию об особенностях развития детей с нарушением слуха, методах и формах их обучения, их проблемах и способах решения этих проблем.
- Практическое занятие по чтению аудиограммы и диагноза ребёнка.
2. Способствовать переходу родителей на новый уровень понимания детей, активизировать конструктивные ресурсы семьи. Научить родителей общаться с их детьми, формировать навыки эффективного общения родителей с детьми, учитывая ограниченные возможности детей слышать и понимать окружающих людей.
3. Настроить родителей на систематические, самостоятельные занятия с ребёнком, предоставить информацию, как развивать слух, речь, и общие познавательные и моторные навыки. Важно с самого начала направить их на конкретные действия, которые помогут им преодолеть трудный период неприятия глухоты и увидеть реальную возможность помочь ребёнку.
4. Научить наблюдать за реакциями и поведением ребёнка, контролировать работоспособность и усиление СА, КИ, оценивать правильность их настройки, ознакомить с особенностями и ограничениями восприятия речи с помощью СА и КИ.
5. Предоставить родителям возможность общаться с родителями других детей с нарушением слуха, которые активно занимаются со своими детьми, могут поддержать их, помочь советом.
6. Популяризировать деятельность специалистов ДОУ.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ.
1. Деловая игра имеет своей целью выявление представлений родителей по обозначенной проблеме, нахождение путей и способов её решения.
2. Конкурсы, цель которых демонстрация участниками своих успехов в разных областях деятельности. (карнавал букв, конкурс плаката)
3. Праздники и развлечения с участием детей и родителей. Цель – повышение эмоционального фона семьи.
4. Выставки книг, пособий, настольных игр, развивающих компьютерных игр.
Цель - обогащение педагогического опыта родителей.
5. Занятия-тренинги.
Цель – обучение с вовлечением родителей в образовательный процесс.
6. Тематические встречи.
Цель- обсуждение наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания детей с нарушением слуха.
7. Педагогические мастерские с использованием ИКТ (Просмотр, анализ занятий с детьми)
8. Применение наглядных форм работы: папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей, фотовыставки.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА : финансовые, человеческие, нормативно-правовые.
ОБОРУДОВАНИЕ: оргтехнические средства: компьютер, фотоаппарат, принтер.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА :
Руководство и координацию деятельности проекта, реализация мероприятий проекта осуществляют учителя- дефектологи Кит Н. А., Зверева М. А
Реализацию мероприятий проекта осуществляют : музыкальный руководитель
Валалис И. В., инструктор по физкультуре Елагина Е. А, воспитатели Калтышева З. А,
Сидоренко Т. А., Иванекина Т. Г., Воронова С. А, Яткова Н. В.
создание конспектов мероприятий
В течение проекта создаются : проект, электронная библиотека, банк материалов с занятий Школы, презентаций; мультимедийные материалы.
РЕЗУЛЬТАТ: активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА : электронной библиотеки, банка конспектов, обучающих фильмов, презентаций, мультимедийных материалов
РИСКИ ПРОЕКТА : непонимание проблемы родителями.
Календарный план проекта
сентябрь
Анкетирование родителей. Составление плана работы на учебный год.
октябрь
Занятие-тренинг «Фонетическая ритмика, как средство обучения произношению».
1. Выставка книг, картотека упражнений.
2. Теоретическое обоснование использования фоноритмики.
3. Разучивание упражнений. Проведение фоноритмики с родителями.
ноябрь
Педагогическая мастерская «Формирование счётных операций»
1. Памятки-рекомендации для родителей.
2. Знакомство с программными задачами по ФЭМП.
3. Просмотр и анализ занятия с детьми.
декабрь
Тренинг «Решение задач»
1. Консультация «Основы методики обучению решению задач».
2. Овладение родителями практическими приёмами при решении задач.
3. Папка-передвижка «Основы методики обучению решению задач».
январь
Круглый стол
«Решение задач»
1. Выставка пособий.
2. Видеопросмотр и анализ занятий, проведённых родителями в домашних условиях.
3. Обсуждение методических приёмов по теме.
февраль.
«Обучение чтению» (карнавал букв)
1. Консультация обучения аналитическому чтению детей 4-5 лет.
2. Участие родителей в конкурсе «Карнавал букв» (изготовление букв- игрушек из различных материалов) .
3. Практикум по обучению родителей натированию текста
март
«Формирование грамматического строя речи не слышащих дошкольников».
1. Проведение открытого занятия для родителей по теме.
2. Обсуждение вопросов родителей по теме.
3. Изготовление пособий, участвующих в конкурсе пособий в ДОУ
апрель-май
Формирование фонематического слуха и произношения детей дошкольного возраста.
1. Проведение открытых занятий для родителей по теме «Формирование фонематического восприятия» (средний, старший дошкольный возраст, по теме «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков» (младший дошкольный возраст).
2. Обсуждение вопросов родителей по теме.
3. Выставка игр по формированию фонематического восприятия.
4. Развлечение с участием детей и родителей.
Составление плана работы на следующий учебный год.