Валентина Радушкевич
Проект «Снеговичок» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: воспитатели – Радушкевич Валентина Петровна, Бурдина Лидия Альбертовна.
Тип проекта: творческий.
Длительность: 2 недели (среднесрочный).
Участники проекта: воспитатели группы, дети первой младшей группы, родители.
Количество участников: коллективный.
Актуальность проекта: В наше время актуальным становится вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.
Публикация «Проект „Снеговичок“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Проектная деятельность является наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.
Предмет исследования: В экологическом образовании детей большую роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе детского исследования и практики дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также дети учатся наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.
Планируя данный проект, мне очень хотелось рассказать и показать детям, что снеговик – это обычная снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лёд и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.
Постановка проблемы: Как-то на прогулке зимой дети решили слепить снеговика, но у нас не получилось слепить его. Перед детьми встал вопрос: Почему? В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Снеговичок».
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой.
Задачи:
1. Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года;
2. Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, её превращениях в снег, в лёд.
3. Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;
4. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
5. Развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память;
6. Воспитывать интерес к явлениям природы;
7. Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звёздочка-малютка», «Зимушка-зима».
8. Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Формы работы с детьми по подготовке осуществления проекта:
Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов;
рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеговике;
наблюдение за погодой, снегом;
чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;
просмотр мультфильмов и сказок о зиме и снеговике.
Формы работы с родителями по подготовке осуществления проекта:
круглый стол на тему «Актуальность проекта «Снеговичок»;
папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»; «Учим вместе»;
творческие домашние задания: сделать вместе с детьми оригами «Снеговичок» по схеме; придумать и сделать совместную с детьми поделку для выставки в любом исполнении на тему «Зимняя сказка».
Продукт проекта: оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков», выставка поделок «Зимняя сказка».
2. Основной этап.
План-схема содержания работы по реализации проекта
1 неделя.
Дни недели Содержание работы
понедельник НОД по развитию речи «Снег идет» Л. Воронкова (чтение рассказа). Чтение стихотворения «Белый снег пушистый». Игра «На полянку, на лужок…»
вторник НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снегопад». Чтение стихотворения А. Рождественской «Звездочка-малютка». Опыт «Что такое снег». Игра «Снег кружится».
среда НОД по физической культуре «Снеговичок». Опыт «Вода и лед». Чтение стихотворения Л. Петрусевой «Мы шагаем по сугробам». Пальчиковая игра на улице «Как на горке – снег, снег…».
четверг НОД по художественному творчеству – лепка на тему «Снежки для снеговиков». Чтение стихотворения Г. Лаптевой «Река подо льдом, бело все кругом…». Пальчиковая игра «Что мы делали».
пятница НОД по ознакомлению с художественной литературой – рассказывание сказки «Путешествие маленькой Снежинки». Опыт «Снег и его свойства». Чтение стихотворения «Хотел я снежинку домой принести…» Игра «Догонялки»
2 неделя
Дни недели Содержание работы
понедельник НОД по физической культуре «Кружащиеся снежинки», чтение стихотворения М. Познанской «Снег идет». Игра «Погреем ручки».
вторник НОД по аппликации «Снеговик и его друзья» (оформление коллективного панно). Опыт «Лед и его свойства». Чтение стихотворения Г. Лаптевой «Что искрится на тропинке».
среда НОД по художественному творчеству – рисование «А у нашего двора - снеговик стоял с утра». Подвижная игра «Выпал беленький снежок». Чтение стихотворения А. Барто «Снег кружится».
четверг Показ настольного театра «Наш друг – Снеговик» (совместная творческая работа воспитателя и детей). Игра «Снежинки - белые пушинки».
пятница НОД по конструированию «Снеговик» (коллективная работа). Пальчиковая игра «Спрячем мишку в сугроб». Игра «Снежинки».
Результаты проекта «Снеговик»
Проект «Снеговичок» длился 2 недели. Во время проведения проекта «Снеговичок» дети знакомились с зимними изменениями в природе, обследовали снег. Дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов. На прогулках, в группе и в экспериментальной зоне дети рассматривали, трогали, нюхали снежинки. Делали выводы, что снег холодный, тает на ладошке, тает в теплом помещении. А также слушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами).
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом: «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, а когда он влажный из него можно лепить. Оказывается, снеговика можно слепить из влажного снега. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный, в тепле снег превращается в воду. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Много снега – это много снежинок.
В течение всего проекта на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и пальчиковые игры: «Выпал беленький снежок», «Снег кружится», «Снежинки», «Погреем ручки», «Как на маленький лужок…», «Река подо льдом, бело все кругом…», «Что мы делали», «Катание на санках» и т. д. Играя, дети научились соотносить собственные действия в соответствии с текстом. Дети слушали и заучивали стихотворения: С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Н. Никитин, Я. Аким «Первый снег», З. Александрова «Снежок», Приходько «Снежинка», А. Рождественская «Звездочка-малютка» и т. д. С интересом проходили беседы на темы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения».
Также научились рисовать снеговика (предметы круглой формы, раскатывали пластилин круговыми движениями и получали комочки, а соединяя комочки между собой, получали снеговика. Дети учились конструировать снеговиков из ватных дисков. В коллективной работе они научились создавать в сотворчестве с воспитателем аппликацию из комочков мятой бумаги. На непосредственной образовательной деятельности по физической культуре дети учились лепить снеговика, снежные комки.
3. Заключительный этап.
1. Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков».
2. Оформление выставки поделок «Зимняя сказка».
3. Презентация проекта.
Итогом проекта «Снеговичок» стали оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков» и выставка поделок «Зимняя сказка».
Одним из домашних заданий для родителей было конструирование снеговика в технике оригами из бумаги. Дети с большой гордостью показывали своих снеговиков друг другу, которых сделали вместе с родителями. С большим удовольствием и интересом оформляли панно «Хоровод снеговиков».
Оформление выставки поделок «Зимняя сказка» была не менее интересной. Дети рассказывали о том, что как они выполняли поделку: клеили, раскрашивали, скатывали и сплющивали пластилин, из салфеток делали комочки и т. д. Дети получили навыки и умения при выполнении поделок, а также огромную радость от совместной деятельности с родителями.
В целом, работа по реализации прошла успешно. В дальнейшем в планах работа над новым проектом «Здравствуй, лето!».
Использованная литература
1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
2. И. П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир знаний».
3. «Развивающие игры с малышами до трёх лет» (Составитель Т. В. Галанова).
4. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
6. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия впервой младшей группе детского сада».
7. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».
8. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики).
9. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
10. Л. Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам».
11. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
12. Материалы интернет сети.
Коллективная работа по аппликации "Снеговичок"
"А у нашего двора - Снеговик стоял с утра. "
Выставка творческих работ родителей с детьми "Зимняя сказка" (продукт проекта)