Папки-передвижки

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

Елена Пак
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проектаСОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

ВВЕДЕНИЕ

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, но

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, выделена как приоритетная.

Публикация «Проект „Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальныеруководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.

Актуальность проекта :

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальный способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Проблема – в недостатке методических разработок по музыкально-валеологическому воспитанию дошкольников.

Научная основа проекта базируется на программах и методических пообиях по музыкальному воспитанию – А. Бурениной, Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тютюнниковой, К. Орфа и др.

Инновационная направленность: музыкальные занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в ДОУ параллельно решает валеологические задачи и задачи укрепления и сохранения здоровья детей.

Сушность: музыкально-оздоровительный проектсостоит из 5 блоков : «Условия» (создание предметно-развивающей среды и условий для музыкального воспитания, «Диагностика» (показатели, на основе которых был создан проект, «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий», «Музыкально-валеологические занятия», «Взаимодействие ДОУ с родителями, специалистами по музыкальному воспитанию».

Новизна проекта :

1. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и логоритмических занятиях, праздниках и развлечениях.

2. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.

3. Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физической культуре, логопедом, медицинской сестрой ДОУ.

Цель проекта укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

- Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

- Формировать начало музыкальной культуры.

- Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма, активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям.

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Воспитательные задачи:

- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

- Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ.

- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Гипотеза: развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Участники проекта : дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, медсестра, инструктор по физической культуре, методист, родители.

В основе построения музыкального воспитания в ДОУ лежит уровень развития музыкальности детей. На основе диагностических данных были составлены перспективные планы развития музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий по всем возрастным группа.

Предполагаемый результат:

повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

устойчивость эмоционального благополучия каждого ребёнка;

повышение уровня речевого развития;

снижение уровня заболеваемости;

развитие физической и умственной работоспособности.

Сроки: 2 года

Этапы реализации проекта :

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

1 этап

Организационный -изучение литературы по данной проблеме;

-накопление методического материала;

-определение задач реализации проекта на учебный год. -самообразование

-самоанализ

-знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании. Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. 2016-2017

2 этап

Диагностический -выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей,

-определение их интересов и возможностей в музыкальной деятельности. Диагностирование детей. Разработка инструментария и измерителей процесса. 2016-2017

3 этап

Практический Создание методических разработок для реализации проекта -музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий,

-развлечение и досуги с использованием этих технологий для детей и родителей.

-музыкально-валеологические занятия,

-музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников,

-музыкально-физкультурные развлечения,

-самообразование.

Мастер-классы, круглые столы, консультации. 2017-2018

4 этап

Обобщающий -исследование результатов практической деятельности,

- перспективное планирование с учетом этих результатов. 2017-2018

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Здоровый малыш –это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, общими усилиями решают задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством взаимодействия на психику человека, способом ее гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства.

Пифагор разработал понятие – учение об эвритмии, которая понималась как «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах.

Платон прямо связывает звучащую музыкальную среду, распостраненность определенных музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства.

Инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:

Звучание ударных инструментов дает ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.

Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.

Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляются в фортепианном звучании.

Струнные инструменты воздействуют на сердце.

Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло.

Итак, с одной стороны – музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии, используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.

Этот вывод и послужил стимулом для создания данного проекта.

ОПИСАНИЕ ФОРМ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

1 БЛОК. УСЛОВИЯ.

В детском саду созданы все условия для эффективности оздоровительной работы. В нашем детском саду 2 зала: музыкальный и физкультурный. В них проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое. В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с музыкально-дидактическими играми и пособиями, шумовыми инструментами, костюмами, атрибутами. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. В 2016 году наш мы выиграли грант «В гостях у сказки». После которого мы приобрели ширму, кукол для кукольного театра, костюмы для детей и взрослых.

Физкультурный зал оснащен отличным спортивным инвентарем. Музыка звучит здесь и на утренней гимнастике, и на физкультурных занятиях, и на спортивных и музыкально-физкультурных развлечениях. Совместно с инструктором по физвоспитанию составлен перспективный план проведения музыкально-физкультурных мероприятий.

Хорошая традиция нашего ДОУ – проводить музыкально-физкультурные развлечения на свежем воздухе. Для этого все участки с большой выдумкой украшаются разноцветными флажками, цветами, воздушными шарами.

2 БЛОК. ДИАГНОСТИКА.

Вся работа по оздоровлению детей на музыкальных занятиях строится с учетом возрастных особенностей, индивидуальных, физических и творческих возможностей. Основой являются результаты диагностик (авторы Г. Урунтаева, О. Радынова, которые определили дифференцированный подход в процессе развития музыкальных способностей, подборе тех или иных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. На каждого ребенка была оформлена «Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития» (разработана А. Бурениной, для выявления начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия. Эти сведения служат основанием для корректировки дальнейшего процесса музыкальной и оздоровительной деятельности, конкретных рекомендаций педагогам и родителям.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Г. А. Урунтаева «Практикум по дошкольной психологии») на начало проекта

Движение Чувство ритма Пение Игра на ДМИ

3 БЛОК. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

1. Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

2. Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики развивает певческие способности детей и повышает показатели диагностики дыхательной системы.

3. Артикуляционная гимнастика. При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. В результате систематического проведения артикуляционной гимнастики, повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается память, внимание.

4. Оздоровительные и фонопедическиеупражнения проводятся по рекомендации медсестры ДОУ для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

5. Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях для снижения заболеваний верхних дыхательных путей.

6. Пальчиковые игры стимулируют действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствуют внимание и память.

7. Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

8. Музыкотерапия – одно из направлений в педагогическом процессе ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

4 БЛОК. МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Система музыкально-валеологической работы входит в единое здоровьесберегающее пространство нашего ДОУ и включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, людям, жизни.

5 БЛОК. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависят от условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками, образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества:

Индивидуальные и общие консультации.

Проведение музыкальных и музыкально-спортивных мероприятий.

Показ открытых занятий.

Организация совместных театрализованных представлений.

Выступление педагогов на родительских собраниях.

Дни открытых дверей.

Оформление папок-передвижек.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Осуществление методической помощи педагогам.

Оснащение музыкального зала пособиями, играми.

Пополнение костюмерной.

Пополнение ауди-оснащения.

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ

1. Некомпетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения.

2. Негативное отношение родителей.

3. Недостаток литературы и методических пособий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение здоровья детей, создание сопутствующих условий - важнейшая задача всех ДОУ. Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : Линка – Пресс, 1993

5. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : метод. Пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : Сфера, 2008 3.

6. О. Н. Арсеневская. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду / О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.-204 с. 4. Музыкальная палитра, методическое пособие для музыкальных руководителей, г. Санкт-Петербург.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного.

Консультация для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей» Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» п. Усть-Уда». Составила: Былинина Ю. И Главная задача детского.

Проект «Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника». Использование Су-Джок терапии на логопедических занятиях Проект: Сохранение и стимулирование здоровья дошкольника. Тема: «Использование Су – джок терапии на логопедических занятиях в ДОУ» По доминирующей.

Протокол родительского собрания №4 от 31 мая 2016 г. «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Повестка дня: 1. Выступление на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». (воспитатель Писарева Широкова Е. А.) 2. Выступление.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение эмоционального здоровья дошкольников» Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи: • привлечь родителей к активному участию.

Родительское собрание в старшей группе «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Цель: ознакомить родителей дошкольников с основными.

Сохранение и укрепление детского здоровья 1. Актуальность темы Не секрет, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья ребёнка.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 05:46
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пак (УИ 425556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД