Елена Ачисова
Проект по созданию условий для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогов по использованию ИКТ в ДОУ
Проект
«Создание условий для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогов по использованию ИКТ в ДОУ
ВВЕДЕНИЕ (актуальность)
В настоящее время происходит модернизация системы дошкольного образования, в процессе которой идёт активное внедрение инноваций в образовательный процесс.
Одной из таких инноваций является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду.
Публикация «Проект по созданию условий для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогов по использованию ИКТ в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что предоставляет широкие возможности для коммуникации.
При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога: технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогам и их профессиональной компетентности. Педагоги должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко их использовать в педагогической деятельности.
Перед педагогами нашего детского сада встала проблема в затруднении использования ИКТ при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе по ряду объективных причин:
• 50% педагогов психологически не готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе;
• недостаточное количество электронных средств, нет четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
• лимит времени для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения;
• у 60% педагогов низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т. д.).
Для разрешения данной проблемы, в соответствии с современными требованиями (комплексно, разработав систему показателей овладения ИКТ – компетентностями, которая позволила бы управлять процессом, мониторить его результаты, нами был разработан проект, направленный на формирование ИКТ-компетентности педагогов и внедрение ИК технологий в образовательную деятельность.
Владение педагогами ИКТ – компетенциями обеспечит процесс их профессионального развития, позволит внедрить ИКТ в образовательное пространство МДОБУ.
Цель: Формирование ИКТ-компетентности педагогов МДОБУ как инструмента непрерывного процесса повышения квалификации и использования их в организации образовательного процесса.
Задачи:
1. Разработать план методической работы по овладению педагогами ИКТ – компетенциями.
2. Обеспечить инфраструктуру для информационного и методического взаимодействия (компьютерную и офисную технику, мультимедийное оборудование, программное обеспечение)
3. Создать электронную методическую площадку как ресурс расширения
возможностей информационно-методической работы и взаимодействия с педагогами.
Результаты реализации проекта
Педагоги используют средства ИКТ в образовательном процессе:
- 80 % педагогов используют программу Power Point в образовательной и методической деятельности;
- 80% педагогов разместили методические материалы в электронных средствах массовой информации;
- 100% педагогов предоставили рекомендации, консультации родителям (законным представителям) посредством мессенджеров и электронных платформ, участвуют в конференциях (SKYPE, ZOOM)
- Разработан план методической поддержки педагогов,
смотреть Приложение 1 «План методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентности»;
- Тест-опросник, смотреть Приложение 2 «Тест-опросник для выявления уровня общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов»;
- Карты анализа уровня ИКТ-компетентности педагогов, смотреть Приложение 3 «Карта анализа уровня общепедагогической
ИКТ-компетентности педагогов», Приложение 4 «Карта анализа уровня предметно-педагогической ИКТ-компетентности педагогов»;
Приобретены:
* ноутбуки для групп – 10;
* проектор -1;
* экран – 2;
* брошюратор;
* ламинатор;
* веб-камера;
Приобретены:
* учебное медиа-программное обеспечения «Шаг за шагом»;
* программа по развитию внимания, памяти, логики «Мерсибо»;
Создана электронная методическая площадка для обмена опытом по взаимодействию с педагогами МДОБУ;
- Введен электронный документооборот;
- Создан банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий (в том числе видеоролики) в работе ДОУ.
Этапы реализации проекта
1-ый этап – подготовительный (2020- 2023)
Разработка документов, направленных на методическое, информационное развитие проекта. Проведение первоначального мониторинга реализации проекта:
анализ ИК-среды, диагностика ИКТ-компетентности педагогов через тестирование.
2-ой этап – практический (2023-2026)
Реализация мероприятий, направленных на достижение результатов проекта согласно плану методической поддержки педагогов, промежуточный мониторинг, корректировка проекта.
3-ий этап – итоговый (2026)
Итоговый мониторинг реализации мероприятий проекта, анализ динамики результатов, подведение итогов.
Реализация проекта
По результатам диагностики, управленческой командой будет организована методическая работа по овладению педагогами ИКТ – компетенциями. Для этого необходима диагностика уровней ИКТ – компетенций педагогов, по итогам которой будет составлен рейтинг и определены уровни овладения ИКТ: 1-я группа – педагоги с низким уровнем ИКТ-компетентности (Общепользовательская, 2-я – с допустимым уровнем (Общепедагогическая, 3-я группа – с оптимальным уровнем (Предметно-педагогическая).
Педагоги с оптимальным уровнем ИКТ-компетентности будут участвовать в проведении семинаров, мастер-классов, деловых игр для педагогов с допустимым и низким уровнем ИКТ-компетентности.
Чтобы повысить эффективность методической работы в этом направлении, будут назначены наставники из числа молодых специалистов педагогам с низким уровнем ИКТ-компетентности.
Оценка ИКТ-компетентности педагогов
ИКТ-компетентность педагогов
Общепользовательская ИКТ-компетентность педагогов
Критерии
- умение самостоятельно включать, выключать и перезагружать компьютер, устранять неполадки,
- знание техники безопасности во время работы на компьютере;
- умение делать фото-, видео- и аудиофиксации,
искать информацию в интернете.
Инструментарий
Тест-опросник для выявления уровня
общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов
Общепедагогическая ИКТ-компетентность педагогов
Критерии
- умение педагогов проектировать и анализировать образовательный процесс с использованием средств ИКТ в работе:
- планирование,
- использование цифровых образовательных ресурсов,
- создание презентаций,
- транслирование своего опыта работы.
Инструментарий
«Карта анализа уровня общепедагогической ИКТ-компетентности педагогов»
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
Критерии
– наличие авторских цифровых образовательных ресурсов, которые педагог систематически использует в работе
Инструментарий
«Карта анализа уровня предметно-педагогической ИКТ-компетентности педагогов»
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Проекта
Личностные:
- наставники (молодые специалисты, владеющие ИКТ-компетенциями на оптимальном уровне);
Технические:
- возможности онлайн-образования (свободный доступ в сеть ИНТЕРНЕТ);
- 10 ноутбуков на группах (для ведения электронного документооборота, демонстрации презентаций);
АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ОПИСАНИЯ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Риски проекта:
Недостаточность финансирования
Мероприятия по управлению рисками:
*Оптимальное использование всех возможных источников финансирования;
*Спонсорская помощь;
*Участие в грантах, проектах.
Низкая мотивация педагогов в участии в Проекте
Мероприятия по управлению рисками:
*Оказание квалифицированной профессиональной методической помощи; *Проведение методических дней, Аттестация педагогов;
*Система стимулирующих доплат, поощрений.
Текучесть кадров
Мероприятия по управлению рисками:
*Отслеживание и контроль;
*Работа с базой данных кандидатур на занимаемые должности.
Таким образом, реализация в МДОБУ данного проекта (формирование ИКТ - компетенции педагогов) позволит повысить профессиональный уровень педагогов, улучшить качество образовательной деятельности.