Елена Шадрина
Проект в средней группе «Спички детям — не игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский проект
Детский проект «Спички детям - не игрушки»
Паспорт проекта
Вид проекта – информационно-познавательный
Продолжительность проекта : 1 неделя
Участники проекта : дети средней группы
воспитатель Шадрина Е. Г.
Образовательные области
Публикация «Проект в средней группе „Спички детям — не игрушки“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Проекты. Проектная деятельность
- Спички детям не игрушка
- Средняя группа
- Темочки
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Физическое развитие
Актуальность
Огонь с древних времён интересовал человека. Без огня не приготовить покушать, не осветить дом. Люди часто становятся жертвами от неосторожного обращения с огнем. Особую опасность представляют детские шалости со спичками, приводящие к пожару. Задача родителей и воспитателя познакомить детей с пожарной безопасностью.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей элементарных знаний об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
Овладение детьми навыков безопасного поведения в опасных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д., знать телефон службы спасения.
Цель проекта :
Дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Задачи:
Познакомить детей с понятием огонь, расширить представление о пользе и вреде огня для человека.
Формировать у детей элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения в опасных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д., знать телефон службы спасения.
Расширить знания у детей о профессии пожарного и средствах пожаротушения.
Развивать творческие способности.
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, находчивость, ответственность, самостоятельность.
Воспитывать умение слушать и слышать педагога.
Основные направления реализации проекта
1. Этап
Разработка проекта
Изучение методической литературы.
Подбор материала: изготовление дидактических игр, детской и художественной литературы, иллюстраций, фотографий, картинок.
Работа с родителями: консультации, помощь в изготовлении пособий.
2. этап
Беседы на темы:
«Спички не тронь в спичках огонь», «Огонь добрый, огонь злой», «Пожарные», «Правила поведения при пожаре», «Электроприборы в быту»
Чтение художественной литературы
Л. Толстого «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница», С. Я. Маршак «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Пожар», Т. Фетисов «Куда спешат красные машины».
Заучивание стихотворений, загадывание загадок по теме: «Огонь», «Пожарные инструменты»
Рассматривание картинок с различными предметами, среди которых есть опасные предметы (утюг, газовая плита, плакатов, иллюстраций по теме «Пожар», сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!»
Экскурсии по детскому саду: «Знакомство с пожарной сигнализацией».
Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Топаем, хлопаем», «Это я, это я, это все мои друзья», «Огонь какой»; настольно – печатная игра «Азбука безопасности»
Игра ситуаций в картинках: «Что делать если…», «Что нужно пожарному для работы».
Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарники»
Подвижные игры: «Вода и огонь с ленточками»
Развивающая пространственно- предметная среды
уголок «Пожарная безопасность»
Конспекты непрерывной образовательной деятельности по решению задач реализуемого проекта
Познавательное развитие
1. «Огонь – друг, огонь - враг»
2. "Профессия – пожарный»
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование «Пожарная машина»
Продукт проектной деятельности
Рисунки детей на тему «Огонь – друг, огонь - враг», «Пожарная машина»
Методическая литература:
3. этап Презентация проекта
Развлечение «Юные пожарные»
Системная паутина проекта «Спички детям – не игрушки» :
Досуг «Юные пожарные»
Разработка, сбор информации, наглядного материала
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Проект «Спички детям – не игрушки»
Продуктивная деятельность
Создание уголка
«Пожарная безопасность»
Чтение
художественной литературы,
рассматривание иллюстраций,
Экскурсия, дидактические
игры, сюжетно – ролевая игра,
игры – ситуации в картинках
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Спички детям – не игрушки»
Программное содержание:
• Познакомить детей с понятием огонь, расширить представление о пользе и вреде огня для человека.
• Формировать у детей элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
• Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения в опасных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д., знать телефон службы спасения.
• Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность.
• Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Оборудование: игрушка – кошка, картинки пожароопасных предметов, картинки игрушек.
Словарная работа: полезный, добрый, коварный, злой.
Предварительная работа: беседа «Спички не тронь в спичках огонь», «Огонь добрый, огонь злой», чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», дидактические игра «Можно – нельзя»,
Задачи решаются интегрировано через образовательные области
• Социально - коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
• Физическое развитие
Ход непрерывной образовательной деятельности
Положительный эмоциональный настрой на НОД
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется,
Доброе утро!
Звонит телефон.
Кошка: Здравствуйте, это детский сад «Улыбка»?
Я могу пригласить детей к себе в гости?
Дети, к себе в гости приглашает кошка. Хотите пойти?
- Конечно, мы к вам пойдем,
В гости к нашей кошке.
Физминутка
Друг за другом
Ровным кругом
По дорожкам мы идем.
А устанут наши ножки,
Сядем дружно, отдохнем.
Посидим совсем немножко,
Встанем, хлопнем все в ладошки
И опять идти начнем.
- Здравствуй, Кошка!
Кошка. Здравствуйте, ребята! Молодцы, что пришли
А давайте поиграем. Но у меня нет игрушек. (задумывается)
Ага, придумала, у меня есть спички, вот с ними и поиграем.
- Подожди, кошка, играть со спичками нельзя.
Кошка. Почему, нельзя играть со спичками? (Дети объясняют)
Ребята, давайте мы научим кошку играть и объясним с какими предметами можно играть, а с какими - нельзя.
- Ребята, отгадайте загадку.
Загадка
Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками тоненькими
Тоненькими… (спичками)
Правильно, молодцы это спички. Посмотрите, что я вам принесла.
(Воспитатель зажигает спички и показывает огонь.)
- Посмотрите, как красиво горит спичка, какой яркий огонёк! Ой, ребята, как мне горячо, пальчикам больно! Что же делать? (Подуть, бросить на пол)
- Как хорошо, что вы подули на огонёк, спасибо! А вот если бы мы бросили на палас, он бы загорелся, а от него и всё вокруг. И случился бы… (Пожар)
- Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя — это не игрушка!
Значит, что можно получить из спички? (огонь)
Загадка
Отгадайте ещё одну загадку:
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь).
- Какой вред может огонь нам принести?
(Огонь может уничтожить дома, постройки; можно обжечься, погибнут люди, лес, животные.) (Рассматривание картинок)
- А когда огонь может принести вред?
(Когда люди не осторожно обращаются с огнем; когда дети берут и балуются со спичками.)
- А какую пользу может огонь нам принести?
(На огне можно сварить еду, обогреть жильё, зажечь свечу, развести костёр. Рассматривание картинок.)
Дидактическая игра «Какой огонь…»
Добрый, ласковый, тёплый, полезный, горячий, коварный, злой, опасный, беспощадный, страшный.
Дети, чем можно потушить огонь?
Дидактическая игра «Можно – нельзя»(опасные ситуации)
(На столе лежат картинки игрушек и предметов : спички, свечи, утюг, газовая плита. Дети должны выбрать любую картинку и соотнести с обозначениями на корзинках: «игрушки», «запрещающий знак огня», объяснить свой выбор.
- Ну что Кошка, поняла с какими предметами играть можно, а с какими нельзя.
- Дети, что надо делать, когда начался пожар? (ответы детей)
Кошка. Надо прятаться под кровать или в шкаф.
Дети. Надо быстро выходить на улицу и сообщить взрослым,
надо набрать 01, назвать фамилию, имя и адрес.
Дети расскажут стихи.
Сам костёр не разжигай,
И другим не позволяй:
Даже крошка огонёк
От пожара недалёк. (Дети самостоятельно не должны брать спички.)
Для забавы, для игры,
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать зла. (А какое зло может сделать коробка спичек)
Не бери из печки жар,
Ведь и он хранит пожар.
Уголёк хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка. (Почему уголек опасен? Может случиться пожар)
Газ на кухне, пылесос ли.
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый
Наш надёжный старший друг. (Кто должен включать электроприборы)
Спички в руки не бери
И с огнём не играй,
А иначе всё сгорит
И поедем жить в сарай. ( Как вы думаете: почему люди поедут жить в сарай)
-Кошечка, тебе все понятно. Почему нельзя играть со спичками.
А нам пора вернуться в детский сад.
(Кошка благодарит детей и прощается.)
Вот, дети, мы вернулись в детский сад?
Рефлексия
- А вы скажите мне,
- Где мы были?
- Чему учили кошку?
- Какие опасные предметы в доме могут вызвать пожар?
Как же мы должны вести себя, если случился пожар?
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Важная профессия - пожарный»
Программное содержание:
• Расширить знания у детей о профессии пожарного и средствах пожаротушения.
• Познакомить с изображением пожарной машины;
• Побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, игры.
Оборудование: иллюстрации, разрезные картинки – пазлы «Пожарная машина», цифры, магнитофон.
Словарь: машина специального назначения.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Положительный эмоциональный настрой на НОД
Ребята, вы знаете ключ, который открывает все замки в душе человека? Это – улыбка! Красиво улыбаться нужно уметь. Повернитесь к своему соседу и подарите ему свою улыбку.
Дети, посмотрите, к нам в гости пришел котенок. Его прислала кошка. Кошка хочет, чтобы мы рассказали ему, о профессии пожарных, научили рисовать пожарную машину. Вы хотите помочь котенку?
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая машина. (Пожарная машина)
(Воспитатель показывает игрушку – пожарную машину)
Воспитатель: Пожарная машина – специальная машина. Эта машина оборудована звуковым сигналом «сирена». На крышу машины устанавливают специальный мигающий фонарь. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подаёт звуковой сигнал.
(Воспитатель включает запись сигнала)
- Куда же направляется эта машина?
Воспитатель: Это машина специального назначения. Другие машины, услышав такой сигнал, должны пропустить машину специального назначения. Эта машина может ехать на любой сигнал светофора. На этой машине написаны цифры. Что же это за цифры? Знаете?
Задание: дети находят цифры и показывают номер 01 или 101
Воспитатель: Правильно, это номер телефона – 01 – звонить при пожаре.
- Куда же она спешит?
- Пешеходы, услышав сигнал, сразу же должны освободить проезжую часть
Воспитатель: Ребята, есть люди, которые умеют побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они очень сильные и бесстрашные.
Как же называют таких людей?
- Верно, это пожарные. Как вы думаете, в чём состоит работа пожарных?
- Пожар легче предупредить, чем потушить. Пожарные обследуют каждое здание. Пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивных залах. Ребята, а для чего же они этим занимаются? Ответы детей.
Воспитатель: (обобщает) Во время пожара надо суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Пожарные бесстрашно пробираются в горящее здание
Хотите ли вы нарисовать пожарную машину?
- Чтобы нарисовать такую пожарную машину, педагог показывает образец, нужно сначала рассмотреть, как она устроена.
Совместное рассматривание форм, из которых состоит пожарная машина: кабина, колёса, лестница, шланг.
- Какие цвета потребуются для закрашивания рисунка машины.
- С чего они начнут работу.
(показывают на листе бумаги, как машина будет расположена на нём).
Дети приступают к изображению самой крупной части - цистерны, затем кабины, колёс, рисуют лестницу, шланг, прорисовывают мелкие детали.
Рефлексия
- Кто приходил к нам в гости?
- О чем мы рассказывали котенку?
- Что было трудно?
Сценарий развлечения «Юные пожарные»
Программное содержание:
• укреплять здоровье детей; развивать физические качества;
• развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость, организованность;
• закреплять знания о профессии пожарного;
• закреплять знания о пожарной безопасности.
Ведущая.
Добрый день, дети. Дорогие ребята, мы сегодня собрались, чтобы поговорить о правилах обращения с огнем, о людях, которым приходиться бороться с ним. Ребята, по вашему мнению, огонь – друг или враг? В каких случаях он друг? А враг? (ответы детей)
- Как называют людей, которые борются с огнем?
Кто это к нам стучит?
Огонек. Это я – Огонек. Я услышал разговор обо мне и решил забежать к вам. У меня есть несколько заданий. Хочу посмотреть, справитесь ли вы с ними? Согласны?
Дети. Да.
Огонек. Первое задание – отгадывание загадок. Слушайте.
Первое задание – отгадывание загадок.
1. Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен (огонь).
2. Газ в плите зажгут умело, если чиркнуть ими смело, деревянные сестрички - в коробке скучают (спички).
3. Мчится кран со стрелой на большой машине, чтоб смогла пожар любой погасить (пожарная машина).
4. Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде и жар –
это бедствие (пожар)
5. Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег, не смотри, не жди, не стой, а залей его … (водой).
6. Если вдруг пожар возник, ты обязан позвонить, знает каждый гражданин, часть пожарных…01.
Огонек. Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Эстафета «Вызов пожарных»
Детям нужно перепрыгнуть с одного «острова» на другой, пролезть в тоннель, подбежать к телефону и вызвать 01 (крикнуть в телефон). Добежать обратно по прямой, передать эстафету.
Ведущий: Молодцы! С этим заданием вы справились. Пожарных мы вызвали, а как вы думаете, какими должны быть пожарные?
Дети: Смелыми, храбрыми, сильными, ловкими…
Ведущий: Каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: Ленивых, трусливых, слабых…
Ведущий: Теперь мы знаем, каким должен быть пожарный
А вы хотите побывать в роли пожарных?
На машине ярко – красной
Мчатся пожарные вперед
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных ждет.
Эстафета «Пожарные на ученьях»
Провести пожарную машину «змейкой» между конусами (4 шт.)
Обратно – бег по прямой, передать машину.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, чем можно потушить пожар?
Дети: Водой, песком, землей, снегом, брезентовым покрывалом, огнетушителем. Помните, ребята, правила эти.
Ребята, а если же все таки возник пожар, что нужно сделать?
(Сообщить взрослым и выходить на улицу)
Условия: если дети поступают правильно - хлопать, если не правильно - топать. Дети стоят в кругу.
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом,
Там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)
Эстафета «Спасаем людей и животных»
Перепрыгнуть на двух ногах через 3-5 обручи, затем пробежать змейкой между кеглей, добежать до стола, взять игрушку, вернуться бегом к команде, передать эстафету.
Эстафета «Потуши пожар»
У первого ребенка в правой руке ведро, в них лежит по мячику.
Бег по гимнастической скамейке, руки в стороны
«Вылить воду, высыпать мячики в корзину» - «потушить огонь».
Обратно – бежать по прямой, передать ведра следующему участнику.
Огонек. Вижу, что вы ловкие, смелые, как самые настоящие пожарные. И правила безопасности хорошо знаете.
Чтобы пламя мое лишь светило и грело,
Со мной обращаться нужно умело
С огнем не играйте, с огнем не шалите!
Здоровье и жизнь берегите.
Огонек прощается с детьми.
Итог.
Дорогие ребята! Молодцы! Вы замечательно справились с заданиями, показали, что вы сильные, ловкие и умелые. Когда станете взрослыми, возможно кто – нибудь из вас будет пожарным.
И запомните: «С огнем играть нельзя», «Спички детям - не игрушки».
Вывод
У детей сформировались элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
Результатами работы над проектом являются :
• Дети знают, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д.).
• Дети знают телефон службы спасения.