Папки-передвижки

Проект «Старину мы помним — старину мы чтим»

Татьяна Маслова
Проект «Старину мы помним — старину мы чтим»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Ласточка»

Бавлинского муниципального района РТ

Педагогический проект

Тема: «Старину мы помним, старину – мы чтим»

(Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры Татарстана)

Подготовила воспитатель:

Маслова Татьяна Николаевна

Бавлы 2018

Введение.

«Есть лишь две ценности, которые мы можем передать своим детям.

Одна из них - корни, другая крылья»

Холдинг Картер

Публикация «Проект „Старину мы помним — старину мы чтим“» размещена в разделах

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, знать и принимать историю и культуру своей республики.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Обращение к народным истокам, декоративно – прикладному и фольклорному искусству русско-татарского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Однако, обращает на себя внимание то, что введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников, часто выглядят не естественно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.

Актуальность проекта.

Как жили люди нашего района?

Как работали и как отдыхали?

Какие они соблюдали обычаи и традиции?

Во что одевались?

Чем украшали свой быт?

Что их радовало, а что тревожило?

Передо мной стал вопрос, необходимы ли ребенку, родившемуся в 21 веке ответы на данные вопросы, нужно ли возвращаться назад, «в дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Я считаю, что, найдя ответы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русско-татарской народной культуры.

Но как сделать этот процесс интересным и увлекательным для ребенка? Очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений. Поиски решения этого вопроса натолкнули меня на мысль о создании мини – музея «Русской и татарской избы.».

Дошкольники получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действие.

Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, доступно и интересно ребенку. Предмет – главное моё «учебное пособие», которое дети могут потрогать, рассмотреть, поиграть с ним.

Проблема.

К разработке данного проекта меня подтолкнул целый ряд проблем, которые я условно разделила на две категории: «детские» и «педагогические».

«Детские проблемы» :

• Воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства, по причине занятости или не заинтересованности родителей;

• У современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни;

• Недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях народа рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

«Педагогические проблемы» :

• Педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русско- татарской культуры;

• Педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад.

• Окружающая действительность, особенно в городе, не даёт возможности реально приобщить дошкольников к русско- татарской народной культуре.

Новизна.

Новизна данного проекта заключается в использовании элементов музейной педагогики и организации мини-музея группы, совместно с родителями, которые будут активными участниками данного проекта.

Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русско-татарского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формируется благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. Такой средой является пространство мини – музея. Его создание открывает широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы.

Главное в мини – музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а вот в мини - музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В данном проекта представлена система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры посредством создания мини – музея «Русско-татарское подворье».

Если использовать мини – музей «Русско-татарского подворье» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры, то произойдет введение ребенка в особый самобытный мир, путем его действенного познания, таким образом повысится интерес к изучению и сохранению культурного наследия русско-татарского народа.

Объект исследования: процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской культуры.

Предмет исследования: мини – музей «Русско-татарского подворье» и система работы по его применению в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры.

Цель: Создание системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через организацию мини – музея «Русско-татарского подворье».

Задачи:

1. Совместно с семьями воспитанников организовать в группе мини – музей «Русско-татарского подворье».

2. Познакомить дошкольников с элементами русско-татарской культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором.

3. Подобрать адаптированную и переработанную для дошкольников литературу.

4. Изготовить наглядные материалы и пособия по приобщению детей к истокам русско-татарской культуры.

5. Составить словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старинных слов.

Ожидаемые результаты:

1. Реализация проекта позволит повысить интерес дошкольников к изучению и сохранению культурного наследия русско-татарского народа.

2. Родители примут участие в обогащении развивающей предметно – пространственной среды. А также оценят важность семейных посещений «классических» музеев.

3. Совместными усилиями педагога, детей и родителей будет создан мини – музей «Русско-татарского подворье».

Участники проекта :

дети подготовительной к школе группы

родители воспитанников

воспитатели группы

музыкальный руководитель

Условия необходимые для реализации проекта.

Для того чтобы приобщение старших дошкольников к истокам русско-татарской народной культуры проходило успешно необходимо:

Изучить сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Следует отметить, что адаптация многих написанных для профессионалов текстов весьма затруднительна. А между тем, знакомство с данными материалами (о русско-татарской культуре и традициях, об особенностях жилища, одежды, кухни) будет целесообразна для повышения личностной культуры педагога.

Педагог, реализующий данный проект должен быть артистичным. Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жестов.

Правильно разместить и оформить мини – музей. Важно помнить, что внимание дошкольников еще недостаточно сформировано, поэтому эффективность всей работы в мини – музее будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, от их степени привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды.

Заключение.

«Культуру русско-татарского народа можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни». Памятники русско-татарской национальной культуры являются достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на современном этапе является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками и традициями, играми и фольклором.

Для того чтобы этот процесс стал эффективнее, мной был разработан проект «Старину мы помним, старину – мы чтим». Целью которого являлось, создание системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русско-татарской народной культуры через организацию мини – музея «Русско-татарского подворье».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…» Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Фотоотчет «Мы помним и чтим»Фотоотчет «Мы помним и чтим» В преддверии празднования семьдесят третьей годовщины со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне в нашей группе прошла "Неделя.

Итоговое занятие «Путешествие в старину» Цель: Расширение представлений детей о русской народной культуре и традициях. Задачи: -Закрепить представления детей о русской избе, быте,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в старину. Ярмарка» ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в старину. А что это такое, кто.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) ВидеоКонспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа: старшая. Тема: «Путешествие в старину».

«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание» ТЕМА: В русской избе. Путешествие в старину. Цель: Познакомить с бытом русской избы посредством фольклора. Задачи: конкретизировать представление.

Конспект занятия «Дом и быт ярославской деревни в старину» (старший дошкольный возраст) Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с избой Ярославской деревни в старину.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в старину» Программные задачи: Развивающие: 1. Средствами нравственно - патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно.

Познавательно-физкультурный досуг на 9 Мая «Помним, чтим, никогда не забудем»Познавательно-физкультурный досуг на 9 Мая «Помним, чтим, никогда не забудем» Цель: формирование у детей представлений о Дне Победы, о защитниках Отечества. Задачи: - создать в группе радостную, торжественную атмосферу.

Волонтерская акция «Помним. Чтим. Гордимся!»Волонтерская акция «Помним. Чтим. Гордимся!» На кануне Великого праздника Дня Победы волонтерский отряд "Звездочка" МБДОУ детского сада "Ласточка" навестил ветеранов, вдов участников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Старину мы помним — старину мы чтим»
Опубликовано: 27 октября 2018 в 10:58
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД