светлана федорова
Проект «Театр для малышей. Платковые куклы» для детей ясельной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми
Проект
«Театр для малышей. Платковые куклы»»
Составитель:
воспитатель группы «Звёздочки»
Фёдорова С. П.
Пермь 2021
Публикация «Проект „Театр для малышей, Платковые куклы“ для детей ясельной группы» размещена в разделах
- Платковые куклы
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь-март);
Тип проекта : познавательно-творческий
Вид проекта :
Участники проекта : Воспитанники ясельной группы, родители детей, воспитатель.
Возраст детей : 1.5-3лет. (ясельная)
Форма проведения: Дневная (в рамках организации педагогического процесса и в повседневной жизни с уч том принципов частичной интеграции).
Актуальность проекта
Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка. В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.
Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для театрализованной деятельности на территории детского сада.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В своей работе захотелось внести свежую струю, создать куклу, которая поможет решать все педагогические задачи.
Платковые куклы-яркие и зрелищные, являются настоящим украшением театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.
Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами, дети становятся инициативными, коммуникабельными.
Цель проекта : Развитие личностных качеств ребенка, его творчества через совместную театрализованную деятельность со взрослыми;
Задачи проекта :
1. Приобщать к разнообразному кукольному миру детства, вызвать интерес у детей к куклам платкового театра;
Стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов, использовать их в различных видах деятельности;
3. Создать «детско-взрослое» общество на принципах партнерства, сотрудничества, диалога;
Обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности;
Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных театрализованных мероприятий с использованием платковых кукол;
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие
Активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках НОД, в совместную и самостоятельную деятельность;
Формировать умение выполнять действия, соответственно игровому правилу;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
«Познавательное развитие»
Формировать представления об окружающем мире, расширение кругозора детей посредством платкового театра;
Стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек;
«Речевое развитие»
Коммуникативная деятельность
Развивать и обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих объекты окружающего мира, глаголов, обозначающих действия животных;
Стимулировать ребенка повторять вслед за взрослым отдельные слова и выражения из стихов, потешек, сказок;
Чтение художественной литературы
Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, вызвать интерес к ним;
Формировать целостную картину мира, посредством чтения детской художественной литературы;
Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность
Поддерживать интерес к совместным музыкально-ритмичным играм, используя платковые куклы;
Формировать навык более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых кукол;
«Физическое развитие»
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей посредством подвижных, хороводных игр, развлечений с родителями;
Учить выполнять движения в соответствии с текстом;
Развивать мелкую моторику рук: координации движений, снятие мышечного напряжения;
Ожидаемый результат:
Благоприятная адаптация детей к ДОУ;
Установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ;
Оснащение театрального уголка куклами
Формы совместной деятельности:
Кукольные представления;
Игры-этюды с платковыми куклами;
Игры-забавы с платковыми куклами;
Подвижные игры;
Инсценировка эпизодов сказки;
Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
Cюжетные игры с платковыми куклами;
Продукты проекта – Театр платковых кукол;
Итоговое событие: Театрализованное развлечение с родителями
Этапы реализации проекта
Подготовительный;
Основной;
Заключительный.
Подготовительный этап:
Разработка плана
Анкетирование родителей «Театр и дети»
Презентация для родителей «Волшебный мир театра»
Определение целей и задач проекта, обновление картотек игр на развитие эмоциональной сферы, воображения детей;
Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей по программе Н. Ф. Губановой;
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей;
Основной этап:
Создание развивающей среды по театрализованной деятельности
Наглядная информация для родителей: консультации «Театр дома»,
«Платковый театр» «Платковый театр своими руками», буклеты
«Малыш и сказка», «Волшебный мир театра»;
Организация утреннего приема детей : ряжение в костюмы различных персонажей сказок; встреча детей с героями сказок платкового театра;
Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности : сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, НОД;
Проведение театральных мастерских по изготовлению платковых кукол, театральных конкурсов «Платковая кукла руками мамы», «Платье для…». Заключительный этап:
Выставка работ родителей: «Мастерская сказки»;
Открытый показ сказки «Заюшкина избушка» с участием родителей в главных ролях;
Создание фотоальбома «Платковый театр»
Презентация проекта;
Итоги проекта :
Для детей
Дети адаптируются к условиям ДОУ;
Обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с театрализованной куклой;
Сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
Пополнение театрального уголка атрибутами к сказкам и персонажами платкового театра;
В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами платкового театра;
Для родителей
Сближение родителей между собой и педагогом в процессе изготовления платковой куклы;
Обогащение детско-родительских отношений в процессе совместной театрализованной деятельности;
Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются :
Учет основной (игровой) деятельности дошкольника;
Сочетание реализма и воображения;
Взаимосвязь всех участников творческого обучающего развивающего процесса;
Способы использования платковых кукол в разных видах деятельности:
Сюрпризный момент в НОД;
Организация режимных моментов в группе;
Организация досуга, спектакля для детей;
Организация сюжетно-ролевой игры;
Использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;
Использование куклы на прогулке, экскурсии;
Алгоритм использования платковых кукол с детьми раннего возраста
Сюрпризное использование платковой куклы
Обыгрывание платковой куклы (импровизация)
Сюжетно-игровая деятельность (инсценировки с платковой куклой)
Использование эмоциональных, имитационно-игровых упражнений для развития выразительного образа платковой куклы.
Использование платковых кукол в театрализованной деятельности.
Подготовительный этап:
месяц Мероприятия и формы работы
октябрь Разработка плана
Анкетирование родителей «Театр и дети»
Презентация для родителей «Волшебный мир театра» Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей по программе Н. Ф. Губановой
ноябрь Театральная мастерская «Платковая кукла Мишка и Лисичка»
(Совместная работа детей с родителями в подборе материала к костюму для платковой куклы)
Открытое занятие «Курочка ряба»
декабрь Театральная мастерская «Бабушкины сказки»
Мастер-класс «Детский платковый театр»(бабушка)
январь Театральная гостиная «Изготовление платковых кукол к сказке Заюшкина избушка» (петух, лиса, собака, медведь)
февраль Мини-проект «Сказка с мамой»
Конкурс «Сарафан для Матрешки»
Театральная гостиная «Изготовление платковой куклы- Матрешки» к празднику 8 марта
Кукольный спектакль «Теремок»(показ старшей группой)
март Театрализованный досуг «Заюшкина избушка»
Список литературы:
1. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 2-7 лет/ сост. О. П. Власенко. -Волгоград: Учитель, 2009
2. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРОГРАММЕН. Ф. ГУБАНОВОЙ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДОШКОЛЬНИКОВ»I – МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
1 занятие
Цыплята на прогулке
Цели: вызвать интерес к игре, обогащать эмоции детей; дать заряд бодрости.
2 занятие.
Сказка про утят
Цели: приобщить детей к миру театральной игры; познакомить со сказкой.
3 занятие.
Утята и коршун
Цели: пробудить желание вспомнить сказку, рассказывая о ней; вызвать эмоциональный отклик на игру.
4 занятие.
Цветочки на лужайке
Цели: вовлечь в игровую ситуацию, заинтересовать сюжетом; привлечь к индивидуальному исполнению роли; вызвать радость от игры.
-игрушка
-курочка.
-картинки для театра
-цветы на подставках; шапочки для подвижной игры. Игра в цветы
Игра «Утята и коршун»
Зарядка для цыплят
ОКТЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
5 занятие.
Паровоз ребят повез
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд.
6 занятие.
Заинька серенький
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать эмоциональ- ную реакцию в ответ на музыкальные и игровые образы; пробудить двигательную активность детей.
. 7 занятие.
Игра с колобком
Цели: познакомить детей со сказкой; вовлечь в игру; порадовать детей яркой игровой ситуацией.
8 занятие.
Колоски
Цели: рассказать об уборке урожая зерновых; вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей; развивать чувство ритма.
-игрушка паровоз; шапочка белочки. -осенние листья; игрушка зайки
-убранство комнаты в русском стиле (домотканые половички, скамейки, печь, стол и др.); игрушка колобок.
- колоски (из картона). Игра-разминка для пальчиков «Пирожки»
Песенка-игра «Колоски»
Игра «Заинька серенький»
НОЯБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
9 занятие.
Мы варили суп
Цели: познакомить с урожаем овощей; вовлечь в игровую си- туацию; приобщать к двигательной импровизации; вызвать поло- жительный эмоциональный отклик детей.
10 занятие.
Катя собирается на прогулку
Цели: через инсценировку дать необходимые знания по самооб- служиванию; показать образец одевания куклы на прогулку; учить одеваться в соответствии с погодой; учить обращаться с куклой как с одушествленным лицом.
11 занятие.
Ждем кукол с прогулки
Цели: дать представление о сюжетной логике игры: приготов- ление обеда для куклы – приход куклы с прогулки – кормление обедом; учить действовать в воображаемой ситуации; учить при- менять предметы-заместители, условные действия и воображаемые предметы; приобщать к импровизации в игре.
12 занятие.
Кто как кричит?
Цели: дать представление о домашних животных, учить де- тей подражать их голосам; учить пересказывать сюжет знакомой сказки.
-овощи для супа (муляжи); шапочки овощей для игры; игрушка заяц.
-куклы Маша и Катя; кукольная одежда.
-уголок для приготовления обеда; куклы
- картинки; костюм бабушки.
Игра-разминка «Наш огород»
Игра-разминка для голоса «Кто как кричит?»
ДЕКАБРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
13 занятие.
Снежинки танцуют
Цели: развивать чувство прекрасного, чувство ритма; побуждать детей эмоционально откликаться на контрастные музыкальные образы (спокойное и ритмичное движение).
14 занятие.
Белый Хвостик
Цели: побуждать детей относиться к игрушке зайцу как к живому существу (заботиться, жалеть и т. д.); учить чувствовать ин- тонацию своего голоса; развивать чувство ритма в двигательной импровизации.
15 занятие.
Игрушки из коробки
Цели: вовлечь в игровую ситуацию; порадовать детей интересным сюжетом; пробуждать двигательную активность детей в свободной пляске.
16 занятие.
Зимушкины забавы
Цели: порадовать детей игровым сюжетом; побуждать к дви- гательной импровизации.
Материал и оборудование: -снежинка
-мягкая игрушка зайчик (белого
-елочные игрушки (лошадка, шарики, сосульки)
- костюм Зимы. Игра с зайчиком «Белый Хвостик»
ЯНВАРЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
17 занятие.
Обогреем снегиря
Цели: учить заботиться о птицах; учить наделять игрушку чер- тами живого существа; чувствовать интонацию ласки и заботы; побуждать к двигательной импровизации.
18 занятие.
Идет бычок
Цели: познакомить со стихами А. Барто и обыграть их сюжет; побуждать детей к высказыванию, к действиям с предметом.
19 занятие.
Невеличка Галенька
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; научить играть в игру с ведущим; порадовать детей.
20 занятие.
Вечером
Цели: привлекать детей к инсценировке сюжета; учить слушать текст внимательно, следя за действиями воспитателя; учить выпол- нять действия самостоятельно.
-игрушка снегирь
-игрушки (кот, заяц, бычок, грузовик).
- шапочка галки; варежки для игры.
-кукла Галя; игрушечные кастрюль- ка, половник, тарелка, ложка; кроватка для куклы Игра «Обогреем снегиря»
Игра «Чьи варежки?»
ФЕВРАЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
21 занятие.
На горке
Цели: вовлечь детей в инсценировку, дать эмоционально поло- жительный заряд; учить пересказывать сюжет.
22занятие.
Смело руль крути
Цели: побуждать к двигательной активности; учить выразитель- ному движению; учить соотносить слово и действие; дать образец игры с машиной; побуждать к самостоятельной игре. 23 занятие.
Мыльные пузыри
Цели: порадовать детей новым сказочным сюжетом; учить понимать нравственный смысл сказки; побуждать к двигательной импровизации.
24 занятие.
Колокольчики
Цели: дать представление о низких и высоких звуках; разви- вать слуховое внимание; учить определять тембры музыкальных инструментов; учить слушать внимательно сказку.
-санки, куклы.
-руль, грузовые машины.
-мыльные пузыри; картинки для сказки
- большой и малый колокольчики; барабан.
Танец с куклами
Инсценировка «За рулем»
МАРТ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
25занятие.
Мама лишь одна бывает
Цели: показать значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию.
26занятие.
Игры с Петрушкой
Цели: приобщить к театру Петрушки; дать положительный за- ряд настроению; порадовать детей.
27 занятие.
Продавец Варя
Цели: развивать игровые умения детей; учить обыгрывать взаимо- зависимые роли в сюжете; учить взаимодействовать с партнером.
28 занятие.
Доктор Маша
Цели: привлечь внимание детей к профессии врача; побуждать детей относиться к игрушке как к живому существу: проявлять забо- ту, лечить, ухаживать, сопереживать; вовлекать в инсценировки. - шапочка мамы-хрюшки.
-кукла -Петрушка; музыкальные инструменты.
-уголок «Игра в магазин»; куклы Варя и Мишка.
-уголок врача; кукла Маша; игруш- ка слон. Игра-драматизация «Мама-хрюшка и восемь поросят»
Сценка «Продавец Варя и покупатель Мишка»
Инсценировка «Врач и больной»
АПРЕЛЬ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
29 занятие.
Распускайтесь, деревца
Цели: приобщать детей к русской национальной культуре; дать представление о приходе весны; создать эмоциональный отклик на игровой сюжет; вовлечь в игру. 30 занятие.
Птенчик
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; побуждать к двига- тельной импровизации.
31 занятие.
Ручейки поют, звенят
Цели: расширить представление детей о временах года, о весне; познакомить с новой сказкой; учить слушать внимательно сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию. 32 занятие.
Дождик капает по крыше
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; вызвать положитель- ные эмоции.
деревца, музыкальные инструмен- ты (ложки, гармошки, трещотки, неозвученные балалайки); набор хозяйственного инвентаря (молоток, пила и т. д.)
-игрушка птенчик.
-картинки к содер- жанию сказки.
зонт; ромашка на подставке. Инсценировка «На скамеечке»
Игра с движением «Мы сажаем деревца»
Игра-разминка «Птички в саду»
Игра «Спрячемся от дождика»
МАЙ
I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивающая среда Совместная деятельность
33 занятие.
Полевые цветы
Цели: вовлечь в игровую ситуацию; вызвать положительный эмо- циональный отклик детей; побудить к двигательной активности.
34 занятие.
Березонька растет
Цели: воспитывать внимательное отношение и интерес к при- роде; развивать музыкальные способности детей.
35 занятие.
Жук отправился в полет
Цели: вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.
36 занятие.
Ветерок
Цели: вовлечь детей в игровую ситуацию; познакомить с новой сказкой.
Материал и оборудование: -стебли цветов на подставках; ша- почки цветов для игры.
-погремушки; дерево береза.
-игрушка жук.
-театр настольных картинок. Игра в погремушки