Ольга Викторовна Шведова
Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта
Технология использования традиционной тряпичной игрушки в МБДОУ "Детский сад №3" г. Алатырь, Чувашская республика.
Направление
Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании
Актуальность проекта
В условиях поиска ценностных приоритетов в воспитании подрастающего поколения вполне правомерным является обращение к народным традициям воспитания, к традиционной народной культуре.
Публикация «Проект „Технология использования традиционной тряпичной игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
На необходимость использования великой мудрости народа в воспитании и обучении детей указывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
По утверждения А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, т. к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущие, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В последние годы возрастает интерес к традиционной тряпичной кукле, происходит ее истинное возрождение. Это неслучайно. Тряпичная кукла - это часть традиционной культуры, уходящая своими корнями в глубокую древность. Погружаясь в историю, традиции, обычаи, связанные с использованием тряпичной куклы в быту и в процессе " взращивания " детей в далекие времена, перед нами открывается мудрый опыт предков: вся глубина представлений о семье, семейном укладе, о женских мужских ролях, о материнстве и т. п. Изучая тряпичную куклу, происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями жизни людей в старину, с их обязанностями, с тем, как они проводили свободное время, как одевались, как к ним относились окружающие и др.
В практической работе с детьми традиционная тряпичная кукла - мощное воспитательное средство, которое со временем не теряет своих возможностей при умелом обращении с ней. Сейчас, в наше нестабильное время, как никогда могут пригодиться и оказать нам неоценимую помощь знания и опыт предков.
Проблема проекта
Традиционная тряпичная кукла как средство формирования семейных и нравственных ценностей детей.
Цель
Формирование нравственных качеств, закладывание семейных ценностей, приобщение, к народной традиционной культуре
Задачи проекта :
1. Разработать технологию использования традиционной тряпичной игрушки в работе с детьми дошкольного возраста
2. Ввести в организованную образовательную деятельность технологию использования традиционной тряпичной игрушки
3. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудничеству с педагогами
4. Составление коллекции традиционных тряпичных игрушек
Система показателей по достижению целей проекта
1. Эмоциональная отзывчивость на традиционную тряпичную игрушку
2. Наличие знаний о народных игрушках
3. Появление заинтересованности у родителей к народным игрушкам
Срок реализации проекта 1 год
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Подготовительный этап
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Изучение литературы и методических пособий по проблеме применения традиционной тряпичной игрушки в воспитании и обучении дошкольников В течение года Заведующий, старший воспитатель, все педагоги МБДОУ
2 Анализ развивающей среды в МБДОУ Август, сентябрь Заведующий, старший воспитатель
3 Анкетирование родителей воспитанников с целью выявления заинтересованности в данной деятельности Сентябрь, октябрь Воспитатели
4 Определение состава творческой группы по реализации проекта Август Заведующий, старший воспитатель
5 Разработка перспективных планов работы по возрастным группам Август, сентябрь Заведующий, старший воспитатель, все педагоги МБДОУ
6 Оформление выставки "Традиционная тряпичная игрушка" (для педагогов и родителей) Сентябрь Заведующий, старший воспитатель
7 Заседание педагогического совета МБДОУ по вопросу реализации проекта Август Заведующий, старший воспитатель.
8 Посещение мастер - класса педагога школы искусств Николаевой Е. Г. В течение года Заведующий, Николаева Е. Г.
Основной этап
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Семинар-практикум "Использование традиционной тряпичной игрушки" в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов МБДОУ) октябрь Заведующий, старший воспитатель
2 Встреча за круглым столом "Традиционная тряпичная игрушка" (Обучение родителей) Ноябрь Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, родители
3 Оформление в каждой группе уголка "Традиционная тряпичная игрушка" В течение года Воспитатели
4 Составление картотеки методической литературы, пособий, игр, игрушек, видео и аудио материалов В течение года Заведующий, старший воспитатель
5 Совместное с детьми изготовление традиционных игрушек В течение года Воспитатели, родители
6 Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, игр, бесед, праздников и досугов В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
7 Повышение квалификации педагогов на семинарах В течение года Старший воспитатель
8 Приобретение необходимого оборудования В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
Заключительный этап
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Взаимопросмотр открытых мероприятий с использованием традиционных тряпичных игрушек В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
2 Проведение мероприятий на муниципальном уровне В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
3 Организация экскурсий для родителей и детей В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
4 Организация досугов, развлечений, игровых программ с участием родителей В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, родители
5 Проведение смотра - конкурса на лучший уголок «Традиционной тряпичной игрушки» март Заведующий, старший воспитатель
7 Проведения Дня открытых дверей в МБДОУ «Добрая игрушка» Апрель Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
8 Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
9 Мониторинг качества образования детей по вопросам приобщения к традиционной народной культуре Октябрь, апрель Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
10 Педагогический совет на тему «Анализ реализации проекта» Май Заведующий, воспитатели
Теоретическая значимость:
Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к традиционной народной культуре и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования традиционной тряпичной игрушки в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, а так же принесёт пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.
Материалы проекта могут использоваться воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных учреждений.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Применяя технологию использования традиционной игрушки в работе с дошкольниками произойдёт оптимизация процесса приобщения к народной культуре;
2. Проект позволит повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастёт интерес к традиционной народной культуре.
3. Произойдут существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии традиционной народной игрушки.
4. Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, режимных моментов в дошкольных учреждениях, в сфере дополнительного образования и в семье.
Информационные ресурсы:
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Н. Ю. Шлейкова. "Добрые игрушки" : Формирование семейных и нравственных ценностей. Учебно - методическое пособие. Ульяновск 2012г.
В. В. Абраменкова "Во что играют наши дети" Лепта Книга, Москва 2010.
С. В. Чиркова "Родительские собрания в детском саду" Москва "ВАКО" 2011.