Нэлли Осинцева
Проект «Приобщение детей к русской национальной культуре как необходимый фактор воспитания гражданственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Необходимо как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Потому-то всё, что усвоено в этот дошкольный период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Публикация «Проект „Приобщение детей к русской национальной культуре как необходимый фактор воспитания гражданственности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Цель: Создание условий для формирования у детей патриотических чувств, гражданственности, познавательного интереса для становления полноценно - развитой личности.
Задачи:
совершенствовать формы и методы для формирования у детей семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Участники проекта :
Дети от 5 лет до 7 лет родители, воспитатели детского сада.
Сроки реализации проекта : два учебных года.
Первый этап - информационно - накопительный:
(изучение интересов детей, потребностей семьи, сбор необходимого материала, подбор иллюстраций, итд)
Второй этап – основной.
Создание мини – музея, изготовление дидактических игр, разработка НОД по патриотическому воспитанию. В ходе этого этапа проходит работа с детьми, направленная на приобщение детей к русской национальной культуре для воспитания гражданственности. На данном этапе планируется внедрение в образовательный процесс следующих приёмов, и технологий:
Технология: «Река времени». (см. Короткова)
Суть приема: определить, к какой временной исторической отметке принадлежат данные картинки.
Для разрешения проблем нравственного характера между детьми эффективен приё м: «Палочка – выручалочка»
Прием «Палочка – выручалочка» - сочинение сказок: «Свечка зажигается, сказка начинается». Любая возникшая проблема между детьми, разрешается при помощи сказки. Сказки придумываю сама. Герои моих сказок оказываются в такой же ситуации, как и дети, и на их примере я показываю, как нужно правильно поступать. Дети любят такие сказки, с удовольствием их слушают, и делают соответствующие выводы.
В группах компенсирующей направленности образовательный процесс строиться по принципу тематического планирования.
Тема: «Урал» проводится беседа с детьми о достопримечательностях родного края, растительности, о полезных ископаемых, о животных Уральского края, народных промыслах. Знакомство детей с уральской росписью, с уральским сказочником Бажовым и его сказами.
Тема: «Семья» составляется с детьми «Родовое дерево». Дети приносят семейные фотографии и рассказывают о своей семье, о том у кого какие обязанности в семье, хобби, традиции. Приглашаем бабушек и дедушек, рассказать о своей жизни, детстве. У детей появляется чувство уверенности и гордости за свою семью. Даю понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте.
Тема: «Одежда» Рассказ детям, во что одевались люди на Руси, из чего делали одежду, как украшали одежду, какие использовали символы в украшении.
Тема: «Откуда к нам стол пришёл» - знакомлю детей, что изготавливают из деревьев, как в старину рубили избы, даю понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой её части.
Это как раз те темы, с помощью которых реализуется деятельностный подход и познавательный интерес детей, формируются общекультурные компетентности.
Успешному развитию у детей представления о техническом прогрессе способствуют беседы об эволюции предметов, серия сюжетно - ролевых игр: «Почта», «Телефон», «Транспорт», «Дикие животные» использование при этом серии картинок, иллюстраций.
В пробуждении у детей интереса к произведениям народного искусства, организуются выставки: «Пасха», «Мой город», «Уральская роспись». Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники: «Колядки», «Праздник урожая», «Пасха», «Рождество», и другие, в которых дети имеют возможность познакомиться с атрибутикой, персонажами, обрядом, окунуться в атмосферу общей радости и веселья. А главное, быть участником праздника.
На данном этапе происходит вовлечение родителей в образовательный процесс.
Целью данной деятельности является: активизация родителей на совместное творчество с детьми, знакомство детей с родословной своей семьи, воспитание добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких. Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому интересной темой семейных проектов является «Родословное древо». С помощью данного проекта дети могут узнать много интересного о своих родственниках, выяснить их звания и титулы, дети вместе с родителями рисуют, творят и создают генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи. Своеобразным итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы становится семейный праздник, посвящённый Дню семьи.
Третий этап – заключительный - подведение итогов
Заключительные положения
В ходе работы над проектом пришла к выводу что игры, объединяют детей общими впечатлениями, сопереживаниями, эмоциями. Метод проектов актуален и очень эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.