Папки-передвижки

Проект тематического дня «Вороний праздник»

Лиана Байрамова
Проект тематического дня «Вороний праздник»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект тематического дня "Вороний праздник"

Цель проекта: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи проекта.

- познакомить детей с обычаями и традициями народов ханты и манси;

-развитие мышления, творческих способностей, соображения;

-совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера;

Публикация «Проект тематического дня „Вороний праздник“» размещена в разделах

- формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

-воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Актуальность.

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.

Гипотеза.

Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в детях нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине.

Цель проекта: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи проекта.

- познакомить детей с обычаями и традициями народов ханты и манси;

-развивать мышление, творческие способности, соображение;

-совершенствовать духовную и нравственную культуру путем знакомства с традициями коренных народов Севера;

- формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

-воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты.

Продолжительность проекта: краткосрочный (один день)

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

• изучение методической литературы

• подбор необходимого материала

2 этап – практический

• реализация проекта

3 этап – заключительный

• обобщение знаний детей

Ожидаемые результаты:

-развитие интереса к обычаям и традициям народов ханты и манси.

Предварительная работа с детьми:

- внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера.

Вороний день – старинный традиционный праздник северных народов ханты и манси. Ворона у этих народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Кроме того, ворона – особая покровительница женщин и детей. Раньше девушки хранили деревянные фигурки вороны, вырезанные отцом или братом, и брали их с собой, выходя замуж. Мох, на котором сидела ворона, стелили детям: считалось, что это приносит ребенку здоровье и благополучие. По старинному поверью, ворона, прилетев с юга в холодный край, греет лапки в древесных стружках. А у северных народов было принято класть мягкие стружки под постель ребенка, в колыбель, так вот эти стружки оставляли потом на окраине села для вороны. В наше время праздник День Вороны возрождается, люди вспоминают древние обычаи и обряды и восстанавливают их. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.

В праздничный день ворона «приносит подарки» ребятишкам. Выйдя на улицу, дети находят висящие на ветках березы связки калачей, а калач – символ солнца.

Смысл праздника Вороний день – почитание священной птицы, а также - общение родных и близких людей, живущих далеко друг от друга. Это праздник любви и встреч. Люди собираются со всей округи, приносят угощение. Накрываются столы, на которых непременно присутствуют каша и чай. Принято подходить к священным деревьям (мужчины подходят к ели, а женщины – к березе) и привязывать к веткам цветные лоскутки ткани с завернутыми монетами.

На празднике люди танцуют, изображая весеннее поведение птицы. У этих танцев существует магическое значение, связанное с рождением детей. Похожие обычаи и ритуалы есть у других народов России: у башкир, удмуртов, коми. У некоторых народностей есть весенние женские и детские праздники, похожие по смыслу и деталям на Вороний день.

Для Дня Вороны существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Реализация проекта:

Младший возраст.

1 половина дня

-Беседа с рассматриванием иллюстраций (и/или с использованием компьютерной презентации) об истории праздника «Легенда о вороне», вспомнить приметы весны.

Цель: знакомить с праздником, с обычаями хантов, связанные с прилетом вороны, воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям.

-Чтение хантыйских сказок с беседами «Зайчик и лягушка» (Сравнить с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух») ,

«Ягодка, Клюква и сено.» (Сравнить с русской народной сказкой: «Пузырь, соломинка и лапоть»)

Цель: знакомить с произведениями хантыйского народа, развивать речь, умение сравнивать и находить общее.

- Д/и «Что лишнее?».

Цель: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.

- Д/и «Елины помощники» (мл. возр)

Цель: научить образовывать форму множественного числа глаголов, обогащать словарный запас детей, развивать восприятие, мышление, воспитывать уверенность в себе.

Используемый материал:

Кукла Еля в хантыйской одежде.

-Д / и «Животные Севера».

Задачи: учить отгадывать названия северных животных по описанию внешнего вид, развивать наблюдательность, воспитывать уверенность в себе.

- Д/и «Северный гардероб»

Цель: учить детей по орнаменту на одежде находить похожие по орнаменту унтайки, закрепить знания детей о особенностях декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси.

- Лепка из пластилина «Угощенье для Вороны» (мл. возр.) «Ворона» (ср. возр.)

Цель: закрепить знания о празднике «Вороний день», приемы лепки.

- Слушание хантыйской музыки

Рассматривание альбома «Народы Югры»

Цель: воспитывать интерес к культуре коренных народов Севера, прививать любовь к родному краю, к нашей Родине и чувство патриотизма.

· Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки

по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество

ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют

изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Прогулка

Наблюдение за вороной

· Чтение стихотворения «Вороний день»

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Обращать внимание на красоту северной природы, сезонные изменения в природе.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы.

Подвижные игры: «Чум», «Упряжка оленей», «Нарты», «Поймай рыбу», «Охота», «Дом, в котором я живу», «Под шкурой оленя»

Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь

2 половина дня

Рассказываение детям.

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас,

но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили

тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание.

Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны

поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости

опускаться нельзя. Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И

они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной

прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она

с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой

Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался

род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста.

Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».

- Сюжетно-ролевая игра «Хантыйская семья»

Цель: познакомить детей с бытом ханты, закрепить умение ориентироваться в чуме, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-Д/и «Собери орнамент»

Цель: продолжать знакомить детей с народным орнаментом ханты и манси, раскрывая характерные черты узоров, развивать усидчивость.

- Пазлы «Мой край родной».

Цель: закрепить умение из частей создавать целое, развивать усидчивость, мышление.

- Вечер загадок и головоломок, связанных с историей и культурой народа ханты (загадки о птицах, животных, о рыбной ловле, о земле, луне и солнце)

Цель: знакомить с народным творчеством северных народов, способствовать развитию у детей воображения, мышления, умения сравнивать разное и находить обратное.

- Чтение хантыйской сказки «Как ворон землю мерил».

Цель: познакомить детей с мансийской сказкой, учить детей оценивать поступки персонажей, высказывать свое отношение к героям.

- Выбрать хантыйский орнамент, назвать и разукрасить (мл. возр,

Рисование хантыйских орнаментов по образцу. (ср. возр)

Цель: познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае.

Старший возраст.

1 половина дня

- Беседа с театрализацией об истории праздника «Легенда о вороне», вспомнить приметы весны.

Цель: знакомить с праздником, с обычаями хантов, связанные с прилетом вороны, воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; формировать нравственные основы личности.

- Чтение хантыйских сказок (на выбор) «Ими-Хиты», «Кот», «Мальчик Идэ», «Мышка», «Мышка и лось», «Нарты с золотом»

Цель: Знакомить с произведениями национальных поэтов,

продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера.

- Выбрать малицу (мужская одежда коренных народов) или ягушку (женская одежда коренных народов) нарисовать хантыйский орнамент, назвать и разукрасить.

Цель: познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае.

- Д/и «Что дает лес народам ханты и манси?»

Цель: развивать наблюдательность, мышление, сообразительность, воспитывать основы положительного отношения к природе.

- Д/и «Чудесный сундучок»

Цель: учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом, познакомить с некоторыми стихотворениями хантыйских поэтов, обогащать словарный запас, развивать воображение, внимание, слуховое восприятие.

- Д/и «Волшебный чум»

Цель:продолжать формировать интерес к культуре хантейского народа, закрепить умение угадывать хантыйские загадки,обогащать словарный запас детей, развивать кругозор дошкольников, память.

Прогулка

Наблюдение за вороной

· Чтение стихотворения «Вороний день»

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Обращать внимание на красоту северной природы, сезонные изменения

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы.

Подвижные игры «Под шкурой оленя» «Чум», «Упряжка оленей», «Нарты», «Поймай рыбу!», «Охота», «Дом, в котором я живу». «Прыжки через нарты», «Олени и оленевод», «Охота на волка», «Птицелов», «Охотники и куропатки»

Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь.

2 половина дня

- Рассказываение детям.

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас,

но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили

тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание.

Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны

поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости

опускаться нельзя. Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И

они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной

прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она

с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой

Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался

род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста.

Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».

-Эстафета с хантыйскими соревнованиями: «Собери дикоросы», «Поймай оленя», «Строим чум», «Оленья упряжка», «Рыбаки», «Померяемся силой», «Охотники»

Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь.

- Д/и «Мастерская Ванхо»

Цель: уточнить знания о промысловых орудиях народов ханты и манси, учить совершенствовать предметы рыбной ловли и охоты, развивать творческое воображение.

-Сюжетно-ролевая игра «В гости к Тенге»

Цель: закрепить знание детей о быте ханты и манси, развивать сюжет игры, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

- Аппликация «Украшение хантыйской рукавички».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами национальной одежды и их орнаментацией, учить детей из геометрических форм узорный элемент, чередуя и повторяя данные элементы.

-Чтение стихотворений: «Апрель» С. Я. Маршак. «Весна» Ф. И. Тютчев.

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать умение замечать сезонные изменения в природе,

учить различать характерные приметы, узнавать их в стихотворениях.

-Вечер загадок и головоломок, связанных с историей и культурой народа ханты (загадки о птицах, животных, о рыбной ловле, о земле, луне и солнце)

Цель: знакомить с народным творчеством северных народов, способствовать развитию у детей воображения, мышления, умения сравнивать разное и находить обратное.

- Слушание хантыйской музыки

Рассматривание альбома «Народы Югры», кукол в хантыйской одежде.

Цель: воспитывать толерантность, интерес к культуре коренных народов Севера, прививать любовь к родному краю, к нашей Родине и чувство патриотизма.

- Подвязывание разноцветных ленточек на своеобразные веточки березы с пожеланиями здоровья и благополучия близким.

Цель: знакомство с обычаями северных народов, развитие кругозора; привитие интереса к национальным традициям.

Используемая литература:

1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М., Просвещение, 2006г

2. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

3. Гончарова Е. В. «Югория мой край родной», 2007

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении тематического дня под названием «Праздник-проказник, или День смеха»Фотоотчёт о проведении тематического дня под названием «Праздник-проказник, или День смеха» 1 апреля – это день шуток, веселья и смеха! Это повод лишний раз порадоваться жизни, поиграть, повеселиться и встретить весну с чудесным.

Педагогический проект «Наш любимый праздник Новый год» Актуальность: Все знают, что Новый год один из самых любимых и волшебных праздников, который ждут, готовят и отмечают как дети, так и взрослые.

Педагогический проект «Праздник детства»Педагогический проект «Праздник детства» Педагогический проект Праздник детства Подготовила и реализовала воспитатель Скрипникова Т. И. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект «День Победы — Славный праздник» Проект «День Победы – Славный праздник» Проект «День Победы – Славный праздник» посвящен вопросу патриотического воспитания как основы.

Проект «Добрый праздник Новый год»Проект «Добрый праздник Новый год» Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста. Вид проекта: познавательно - творческий Тема проекта: «Добрый праздник.

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи» Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи» Праздник Пасхе-светлый, чистый. День, когда Христос воскрес… Радость солнышком лучистым Улыбается.

Проект «Синичкин день» — экологический праздникПроект «Синичкин день» — экологический праздник Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Синичкин день».

Проект «Светлый праздник Пасхи»Проект «Светлый праздник Пасхи» Паспорт информационно-творческого проекта в старшей группе детского сада «Светлый праздник Пасхи» ВИД ПРОЕКТА: информационно - творческий.

Сценарий тематического дня «Праздник русского калача»Сценарий тематического дня «Праздник русского калача» Задачи: -знакомство с традиционным русским блюдом; -обогатить словарный запас дошкольников, упорядочить их знания о традиционном народном.

Сценарий тематического развлечения «Праздник русской березки»Сценарий тематического развлечения «Праздник русской березки» ценарий тематического развлечения "Праздник русской березки" Площадка празднично оформлена. Звучит фонограмма русской народной песни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект тематического дня «Вороний праздник»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 11:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект тематического дня «Вороний праздник»» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Байрамова (УИ 498145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД