МААМ-картинки

Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе

Наталья Нилова
Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе

Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь – июнь)

Вид проекта : творчески – игровой.

Возраст детей: подготовительная группа.

Участники проекта :

• дети подготовительной группы;

• воспитатели группы;

Публикация «Проект „Традиции русского народа“ в подготовительной группе» размещена в разделах

• музыкальный руководитель;

• родители;

• социальные партнеры (библиотека, музеи, художественная школа).

Актуальность проблемы:

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Традиции русского народа».

Гипотеза: я считаю, что знакомство дошкольников с устным народным творчеством и народными календарно-обрядовыми праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Методы реализации проекта :

1. Наглядно-действенный метод:

рассматривание иллюстраций о русском быте;

проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

наблюдение;

показ сказок (педагогом, детьми, родителями).

2. Словесно-образный метод:

заучивание потешек, прибауток, закличек;

использование пословиц, загадок, поговорок;

чтение художественной литературы;

рассказ о народных обычаях и традициях;

рассказы детей о своих впечатлениях;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

проведение русских народных игр;

разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

экскурсии, целевые прогулки.

Формы образовательной работы с детьми:

организованные занятия;

совместная деятельность;

праздники и развлечения;

наблюдения в быту и природе;

слушание музыки.

Деятельность по проекту, построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельностьности - знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем;

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ.

Ресурсы, необходимые для запуска проекта :

• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

• Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для продуктивной деятельности;

• Подборка подвижных, дидактических игр,

• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Этапы работы:

Подготовительный этап :

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование цели и задач проекта;

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме;

Составление плана работ над проектом;

Анкетирование родителей, привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д. ;

Подбор наглядного и дидактического материала;

Подбор музыкальных произведений, литературных произведений;

Подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

Основной этап: Реализация проекта : (таблица)

Заключительный этап:

Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе:

Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок» совместно с родителями для малышей;

Презентация проекта.

Цель проекта : Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.

• Познакомить детей с русской народной игрушкой.

• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, потешками, русскими народными мелодиями и песнями.

Развивающие:

• Развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности.

• Обогатить словарный запас детей, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.

• Воспитывать патриотические чувства у детей.

В ходе реализации проекта дошкольники должны :

• Проявлять интерес к изучению русской народной культуры.

• Иметь представления о предметах русского народного быта и их назначении.

• Иметь представления о национальном костюме русского народа (сарафан, рубаха, кокошник, платок, пояс, лапти, валенки).

• Иметь представления о традициях проведения Колядок, Масленицы, Пасхи, Троицы.

• Уметь играть в русские народные игры, драматизировать сказки, использовать малые фольклорные жанры, песни, потешки, загадки.

• Закрепить знания и представления о символике Российской Федерации.

• Проявлять повышенный интерес к русским народным сказкам.

Отображать полученные знания и представления в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Перспективное планирование:

Блок Форма работы, тема Цель Сроки выполнения

«Мило тому, у кого много всего в дому» Октябрь

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.

Познакомить с устным народным творчеством – фольклором.

Занятие «Русская изба» Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Презентация «Русская изба и её внутреннее убранство» Познакомить детей с предметами русского быта.

Загадки о предметах крестьянского труда и быта.

Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта.

Занятие «Печь – Матушка». Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью - главной частью избы.

Аппликация «Русская печь». Научить детей изображать русскую печь аппликативным способом.

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане». Беседа «Как одевались в старину» Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды : мужского и женского костюма древней Руси. Ноябрь

Занятие «История русского костюма» Создание условий для расширения представлений дошкольников о видах русской народной одежды.

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке». Познакомить с русской рубахой, как самым важным элементом русского народного костюма и научить составлять узор, используя элементы

славянской росписи, её колорит.

Рисование «Роспись кокошника». Создание условий для развития творческих способностей и воображения, фантазии при составлении узоров на кокошнике.

«Вот они какие игрушки росписные» Познавательная беседа «Народная игрушка» Познакомить детей с народными игрушками. Декабрь

Дидактическая игра «Разрезные картинки – матрёшки» Формировать представления о целостных образах предметов.

Декоративное рисование «Дымковская барышня». Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской росписи, учить видеть ее красоту и самобытность.

Рисование «Филимоновская лошадка». Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Научить расписывать силуэт-шаблон лошадки филимоновской росписью.

«Весёлая Коляда. Рождество Христово». Беседа «Зимние забавы русского народа» Познакомить с зимними играми и забавами на Руси и пробуждать интерес к народным играм. Январь

Презентация «Весёлая Коляда. Рождество» Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.

Изготовление рождественской открытки «Ангел». Научить изготавливать рождественскую открытку “Ангел” из ажурных салфеток.

Лепка «Ангел». Развитие творческих способностей дошкольников.

«Масленица – комоедница». Беседа «Как на Руси зиму провожали, а весну встречали». Познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы: как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Февраль

Кукольный спектакль «Приключения на масленицу». Приобщение детей к народным традициям, формирование духовно-нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей.

Ручной труд «Солнышко лучистое». Научить детей изготавливать объёмную поделку, используя приём складывания бумаги «гармошкой».

Рисование «Чучело на масленицу». Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развитие творческих способностей дошкольников через их собственную художественную деятельность.

«Полна хата детей, так и счастливо в ней». Скороговорки, колыбельные, прибаутки с именами. Продолжать знакомить с народным фольклором. Март

Рассказывание сказки «Никита Кожемяка». Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Познавательное занятие «Рождение ребёнка на Руси» Познакомить детей с обрядом "рождения ребёнка" на Руси.

Изготовление паспорта «Моё имя». Способствовать развитию у ребё нка осознания своих прав: право на имя.

Беседа «История возникновения имён и фамилий». Дать представления о истории появлении имён и фамилий.

«Пасха Христова!» Развлечение «Пасхальные игры и старинные обычаи на Руси». Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Апрель

Кукольный спектакль «Однажды на Пасху». Приобщение детей к народным традициям, формирование духовно-нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей.

Рисование «Украшаем пасхальное яичко». Формирование умения создавать декоративную композицию на картонной основе.

Прикладное творчество «Веточка вербы». Познакомить с историей возникновения праздника Вербное воскресенье, с народными обрядами и обычаями.

«В гостях у сказки» Чтение русской народной сказки «Финист - ясный сокол». Продолжать знакомить детей с волшебными русскими народными сказками как литературным жанром. Май

Драматизация сказки «Колобок». Формировать познавательную активность, творчество и актерские способности детей, развитие их личности через передачу образов героев сказки.

Коллаж «Мои любимые сказки». Развивать творческие способности.

Изобразительная деятельность «В гостях у сказки мы бывали, добро и зло там повстречали». Формировать умение отображать в рисунке добрых и злых персонажей любимых сказок.

«Россия – Родина моя» Познавательная викторина «Наш дом – Россия». Обобщить и систематизировать знания детей о России. Июнь

Занятие «Люблю берёзку русскую». Расширить знания и представления детей о березе как символе России.

Изобразительная деятельность «Русская берёзка». Развитие творческих способностей дошкольников, посредством рисования нетрадиционной техникой – оттиск.

Творческая деятельность «Флаг России». Создание условий для закрепления знаний о государственных символах России, развития творческой активности.

Взаимодействие с родителями:

Блок Форма работы, тема Сроки выполнения

«Мило тому, у кого много всего в дому» Октябрь

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане». Оформление выставки детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда». Ноябрь

«Вот они какие игрушки росписные» Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой». Декабрь

«Весёлая Коляда. Рождество Христово». Совместное с детьми чтение книг о Рождестве. Заучивание стихов. Январь

«Масленица – комоедница». Выставка совместного творчества родителей с детьми «Как на масленой неделе».

Февраль

«Полна хата детей, так и счастливо в ней». Рассматривание семейных фотоальбомов. Генеалогическое древо Март

«Пасха Христова!» Мастер – класс с родителями «Пасхальный сувенир». Апрель

«В гостях у сказки» Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности: изготовление костюмов, изготовление декораций для сказок, приобретение литературы, помощь в оформлении «Уголка сказок». Май

«Россия – Родина моя» Создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместного спектакля с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими). Июнь

Используемая литература:

1. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012г.

2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.

3. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

4. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

5. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.

Интернет - ресурсы: https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

https://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4

https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 летПроект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 лет Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» ПРОЕКТ «Традиции и обычаи бурятского народа».

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 января 2023 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД