Получи документы

Проект «Творчество Носова» (1 фото)

Мария Костина
Проект «Творчество Носова»

Проект «Творчество Н. Носова». Цикл занятий: «Составление рассказа про Незнайку с опорой на мнемосхему. Составление рассказов о героях рассказа и их сравнение».

Цель: развивать речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи:

- закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

- обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой;

- продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ, память, внимание, творческое воображение;

Публикация «Проект „Творчество Носова“» размещена в разделах

- воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

- продолжать учить детей отвечать полным предложением;

- закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по данной теме, рассматривание и обсуждение по мнемосхемам.

Оборудование: портреты сказочных персонажей: Незнайка, Знайка, Синеглазка, Гунька; мнемосхема для описания персонажей; кубики Блума: «Физкультминутка», «Рефлексия занятия»; опорные картинки для «Физкультминутки с картинками».

Занятие № 1.

Ход занятия:

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Здравствуйте! (ответы детей)

- Ребята помните, мы с вами читали рассказ Носова «Приключение Незнайки и его друзей»?

Ответы детей.

- Сегодня к нам в гости придут герои этого рассказа. Давайте с вами вспомним, кто главные герои рассказа?

- Незнайка, Знайка, Синеглазка…. (ответы детей)

- Очень хорошо. Молодцы! У нас будет необычное задание сегодня. Нам нужно будет описать наших героев с помощью мнемосхемы. Помните, мы уже работали с мнемосхемами и пытались описывать животных, мебель и др. ?

- Да. (ответы детей)

- Сегодня мы снова будем учиться составлять рассказ-описание по схеме. А описывать будем портреты тех персонажей, которые придут к нам в гости. Давайте вспомним что представляет из себя мнемосхема?

- Ответы детей.

- Правильно! Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов (мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им мы может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов.

- Подскажите, чем нам может помочь схема?

- Схема подскажет, о чём надо рассказать сначала, о чём потом, схема – это план рассказа

- Скажите, что нам подсказывает первый символ схемы - знак вопроса?

- Надо назвать героя из рассказа, о котором мы будем рассказывать.

- Послушайте загадку и узнаете, о ком мы сейчас будем составлять рассказ.

Он известный коротышка,

Озорник и шалунишка.

Шляпа, галстук – вот приметы.

Угадали? Кто же это?

- Незнайка! (ответы детей)

- Как мы начнём свой описательный рассказ?

- Описательный рассказ начнём так: - «Это Незнайка»

- Хорошо. Что мы можем сказать о Незнайке по второму символу схемы – человечек с ростомером?

- Какого он роста. Он коротышка, значит небольшого роста.

- Правильно. Необыкновенным этот город является потому, что его жители имеют очень маленький рост – не выше огурца. Сами себя они называют коротышками. Все коротышки делятся на малышей и малышек. Малыши носят штанишки, а малышки платьица.

- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?

- Одежда. Значит нужно описать, как одет наш герой.. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу.

- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?

- Человек со смайликами, на которых разные эмоции. Нам надо рассказать какой Незнайка по характеру. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.

- Какие Вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Давайте теперь подведем итог и опишем Незнайку, опираясь на мнемосхему.

- Это Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и небольшим носом. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.

Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»

Детям показывают картинку и нужно сделать упражнение столько раз, сколько говорится в четверостишье.

Например: «Сколько гномиков хороших, столько раз хлопнем в ладоши (7раз)» и тд.

Дидактическая игра: "Распредели качества Незнайки».

Детям предлагается распределить в 2 столбика: за что можно полюбить Незнайку?; за что можно на него обидеться?

На столе лежать овала с вписанными туда качествами Незнайке, каждый ребенок по очереди подходить берет один овал и приклеивает его в тот столбик, куда относится эта черта.

– Молодцы! Все с вами правильно распределили. Как вы хорошо узнали Незнайку. Сейчас мы это и проверим:

Игра – рефлексия занятия «Художник».

Выбирается один ребёнок, который сможет повторить всё сказанное ранее детьми, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Незнайки, описывает его, соответственно схеме–плану.

- Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет вам при составлении описания портрета героя?

- Ответы детей.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.

Занятие № 2.

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.

- Здравствуйте ребята! На прошлом занятии мы с вами с помощью мнемосхемы описывали какого героя?

- Незнайку. (ответы детей).

- А кто из Вас помнит из какого рассказа этот герой? И кто написал этот рассказ?

- рассказ «Приключение Незнайки и его друзей», написал его Носов Николай Николаевич. (ответы детей).

- Молодцы! Все верно. Сегодня к нам придет в гости еще один персонаж из этого рассказа. Давайте узнаем кто следующий наш герой:

Удивляются так дети:

- Знает больше всех на свете!

Ты подумай, отгадай - ка,

Кто же этот мальчик?

- Знайка.

- Молодцы!

Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой.

Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»

Полное описание Знайки:

Это Знайка - «противоположность» Незнайки. Коротышка среднего роста с лысой головой. Знайка всегда одевается в строгий чёрный костюм и очки. Любознателен и умен, любит читать, строгий, иногда бывает занудным, а также имеет большой авторитет среди коротышек. Его признают в учёных кругах Солнечного города, любимое занятие которого читать книги. Он знает всё и обо всём, поэтому жители городка часто обращаются к нему за советом.

- Молодцы. Давайте с вами передохнем и поиграем.

Игра «Волшебный карандаш»

До чего карандаш дотрагивается, то становится такого же цвета, как и он сам.

Воспитатель дотрагивается до разных предметов в группе, а дети составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.

Кубик Блума «Рефлексия занятия».

Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.

- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»: то же самое, что и на первом занятии.

- Спасибо! До свидание!

Занятие № 3.

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.

- Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы с вами с помощью мнемосхемы описывали каких героев?

- Незнайку и Знайку. (ответы детей)

- Все правильно. А кто же сейчас к нам придет? Давайте узнаем:

У хорошенькой малышки

Голубые глазки.

Она очень любит книжки –

И стихи, и сказки.

- Синеглазка.

- Молодцы! Отгадали.

Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой и Знайкой.

Физкультминутка «Кубик Блума».

Дети по очереди кидают кубик, что выпадет на кубике, такое они и выполняют действие.

Полное описание Синеглазки:

Это Синеглазка - малышка, маленького роста с синими глазами и темными волосами, заплетенными в длинную косу. Носит синее платье из блестящей шелковой материи, с таким же шелковым поясом, завязанным сзади бантом. Умна, рассудительна и справедлива, добросердечна, сильная с твердым характером. Не любит других малышек за то, что они много воображают о красоте и вертятся перед зеркалом. Незнайка очень сдружился с Синеглазкой, которая верила в хорошие качества Незнайки и помогала ему исправиться. У неё очень нежная кожа, на которой легко вскакивают синяки.

- Молодцы! Все верно. Николай Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Имена коротышек заключают в себе характеристику каждого персонажа.

Конкурс: «Узнай характер (профессию) по имени коротышки».

ПОНЧИК (сладкоежка)

СИРОПЧИК (любит воду с сиропом)

ВОРЧУН (ворчливый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

МОЛЧУН (молчаливый, неразговорчивый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

ТОРОПЫЖКА (всегда торопится) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

РАСТЕРЯЙКА (часто теряет вещи) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

НЕЗНАЙКА (мало что знает и умеет, хотя считает, что знает и умеет многое) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

ПАЧКУЛЯ ПЕСТРЕНЬКИЙ (неопрятный, грязнуля) -

ЗНАЙКА (умный, все знает) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

СИНЕГЛАЗКА (синие глаза, носит синюю одежду)

Давайте теперь вспомним имена героев, кот. говорят о роде деятельности, которой занимается персонаж.

ПИЛЮЛЬКИН— врач широкого профиля

ВИНТИК и ШПУНТИК — мастера

ТЮБИК— художник

ГУСЛЯ — музыкант и композитор

МЕДУНИЦА — врач, кот. лечила всех медом, в Зелёном городе.

ШУРУПЧИК — механик и изобретатель, у которого дома всё на кнопках.

Сравнение 3х героев рассказа: Незнайки, Знайки и Синеглазки.

- Ребята, давайте теперь попробуем сравнить наших героев. Все они безусловно разные, уникальные. Но также и есть что- то похожее, одинаковое в чертах героев.

Попробуем выделить общее у наших героях:

• Все они коротышки – маленького роста.

• Добрые, смелые.

А чем они отличаются:

• Живут в разных городках (Незнайка, Знайка – Цветочный город, Синеглазка – Зеленый город)

• Разный уровень образованности.

• Незнайка и Знайка – коротышки малыши (мальчики, Синеглазка – коротышка малышка (девочка).

Кубик Блума «Рефлексия занятия»

Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.

- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими героями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.

- Спасибо! До свидание!

- Дома, попробуйте описать какого-нибудь сказочного героя самостоятельно, с опорой на схему.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.

Список используемой литературы:

1. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» - М. : Махаон, 2022. – 192с.

Интернет – ресурсы:

2. https://poluby.ru/shopping/sineglazka-iz-neznaiki-personazhi-knig-o-neznaike/

3. https://kupuk.net/uroki/literatura/sochineniya/personaji-neznaiki-knopochka-sineglazka-znaika-i-drygie-jiteli-cvetochnogo-goroda

Дополнение к занятиям:

Для закрепления, можно предложить детям самостоятельно составить описание еще одного героя из рассказа. А потом, по желанию детей, выслушать их рассказы.

- Ребята давайте попытаемся с Вами описать еще одного героя, но только самостоятельно. Вы сами составить описательный рассказ, без моей помощи, а потом по вашему желанию, кто хочет, мы прослушаем Ваши рассказы.

Этот парень очень славный,

Друг Незнайки самый главный.

Они, бывает, ссорятся,

Но дружба не расстроится.

- Гунька. Лучший друг Незнайки. (ответы детей)

Дети самостоятельно составляют описательный рассказ о герое:

«Это Гунька – коротышка, самый лучший друг Незнайки. Обычно носил кепку в клеточку, клетчатою рубашку и черные, широкие штаны на одной подтяжке. Был добрым, ценил дружбу и умел прощать обиды.

(Гунька и Незнайка были большими друзьями, как говориться, не разлей вода. Они могли разговаривать целыми часами обо всём на свете. Могли несколько раз на дню поссориться и столько же раз помириться).»

- Молодцы! Давайте теперь попробуем сравнить Гуньку с другими персонажами рассказа «Незнайка и его друзья», коротышками - мальчиками: Незнайкой и Знайкой.

Общее: *Все они коротышки (малыши - мальчики) – маленького роста.

*Добрые, смелые, отзывчивые.

*Живут в одном городе – Цветочный город.

Различие: *Живут на разных улицах – Незнайка, Знайка на улице

Колокольчиков, Гунька – на улице Маргариток.

*Носят разную одежду – Знайка носил всегда строгий костюм,а

Незнайка и Гунька – любят свободную одежду: широкие штаны,

яркие рубашки, на голове имеется головной убор.

*Разный уровень образованности.

*Знайка носит очки, а Н. и Г. нет.

Проект «Творчество Носова»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города»Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом "Иллюстрации к рассказу Н. Носова.

Фотоотчет мероприятия «110 лет со дня рождения Николая Носова»Фотоотчет мероприятия «110 лет со дня рождения Николая Носова» Наш детский сад много лет работает в тесном сотрудничестве с Центральной детской библиотекой имени А,С, Пушкина. Сегодня - 23 ноября,.

Фотоотчет «Оформляем выставку книг Николая Носова»Фотоотчет «Оформляем выставку книг Николая Носова» Готовясь к юбилею Николая Носова, мы решили оформить выставку его книг. Но в библиотеке детского сада нашлось всего три книги этого писателя:.

Сценарий мероприятия «Я читаю рассказы Н. Носова» Носов - детских книг творец Ну, какой он молодец. Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту и смех, и юмор, Показать.

Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова»Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова» Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова"подготовительная группа Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»,.

Лэпбук «Творчество Н. Н. Носова»Лэпбук «Творчество Н. Н. Носова» На страницах этого замечательного сайта представлено огромное количество лэпбуков. Оценив по достоинству удобство использования материала.

Проект «Дед Мороз и все-все-все!» (изучаем творчество А. Усачева)Проект «Дед Мороз и все-все-все!» (изучаем творчество А. Усачева) Актуальность: Важное место в данном проекте занимает знакомство детей с произведениями А. Усачева, изучение и сохранение традиций празднования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Творчество Носова»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 18:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД