Елена Уметбаева
Проект «У нас на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «У нас на Кубани»
Уметбаева Елена Владимировна –
руководитель изостудии «Золотая палитра» МДОУ ДСКВ №31 г. Ейска МО Ейский район. Педагог высшей категории,
закончила Ейское педагогическое училище, педагогический стаж 26 лет. Приоритетное направление работы изостудии «Золотая палитра» - ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
Публикация «Проект „У нас на Кубани“» размещена в разделах
- Кубань
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
По мнению специалистов по дошкольному воспитанию в крае, таких как Н. П. Легких, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова, Е. Г. Приходько и других – одним из ведущих компонентов духовно-нравственного воспитания современного дошкольного образования должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.
Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в дошкольной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с детьми. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования дошкольного воспитания стало возрождение национального духа, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры. Приобретает сегодня особую значимость. Дошкольный период наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Поэтому воспитатели и все педагогические работники так должны организовать жизнь детей в детском саду, чтобы они могли максимально реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность в процессе общения с народным искусством. Кубанское декоративно - прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками.
Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов образ мыслей и нравственные ценности предков.
Народное декоративно - прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца.
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин - казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно - прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.
Но время не стоит на мести: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремесла, разрабатываются их современные варианты.
В нашем детском саду ведется систематическая и плановая работа по ознакомлению детей с истоками народной кубанской культуры. Год от года подбор тем расширяется, изучается новый материал и внедряется в работу с детьми. Если началась работа по кубановедению только с ознакомления с костюмами кубанских казаков, с их народными песнями, бытом, немного использовали аппликацию из соломки, то теперь мы стали углубляться в историю возникновения рушника, кубанской игрушки, Петриковской живописной техники.
В прошлом учебном году в старшей и подготовительных группах был введен цикл занятий по ознакомлению с историей и символическим значением рушника, вышивки на одежде, скатертях. Дети усвоили, что вышивка пришла к нам на Кубань с Украины, красный цвет символизировал солнце, а черный - теплую матушку землю. Ребята уяснили главные символы Кубанской семьи : волнистая линия - крепкая семья; корешки - дедушки, бабушки; цветы – родители; ягодки – дети. Они приступили к творчеству - создали свои, новые узоры. Творческое воображение детей неисчерпаемо. Дети усложнили узоры и рассказывали на основе рисунков истории о своих семьях.
Цикл занятий состоял из 3 групповых и многочисленных индивидуальных занятий с одаренными детьми.
Занятие I «Узор на полосе» - ознакомление с историей рушника, рисование элементов узора (см. рис. 1).
Занятие II «Вышьем казачке наряд» - украшение юбок, рубах, фартуков (см. рис. 2, 3, 4).
Занятие III «Краски родного края» - оформление настенного панно для украшения казачьего уголка.
Так же был проведен цикл занятий по ручному труду в кружке с одаренными детьми - изготовление кубанской игрушки - куклы. Серия занятий – кукла крестовушка - из заготовок, из ткани, куколка крупяничка - из мешочков с крупой, куколка казачка - из бросового материала, соломенная кукла.
Дети узнали историю и своими руками попытались воссоздать первые игрушки наших предков. Процесс изготовления кукол очень понравился девочкам - эти куклы, сделанные своими руками, на долгое время стали для них любимыми.
Работы детей часто демонстрировались как на выставке внутри детского сада, так и на городских выставках, а именно «Весна на
Кубани» - в детском саду в 2007 г. «Мой любимый
край» - выставка посвященная дню города, и августовской педагогической конференции в 2007г.
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи, распространилась на Кубани казаками переселенцами. Необыкновенно красочная и своеобразная, она служила не только предметом убранства, но и носила символическое, обрядовое значение.
Характер этого суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических орнаментов: «курячьи лапы», «косици», «калина», «три квитки» и другие. Впоследствии, потеряв древнее обрядовое значение, роспись служила исключительно целям декоративного украшения жилища. На территории Кубани Петриковская роспись была наиболее популярна на территории Северского района - станица Шабановская, Смоленская, Крепостная. Расписывали, стены изб, печи, ульи, курятники, мебель, предметы быта. Рисовали красками, изготовленными из растений - из соков, отваров ягод, овощей, трав. Рисунок наносили на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой - «рогозой», или комком тряпки - называлась «вихоть». Цветы и листья чаще рисовались пальцем. Композицию узора каждая хозяйка составляла по-своему. Кроме цветов и листьев присутствовали еще силуэты людей, птиц, рыб, бабочек. Был составлен очередной цикл занятий по Кубани по ознакомлению детей с Петриковской живописью.
Со старшей и подготовительной группами сначала рисуем узор на полосе, чередуем элементы, оттачиваем их, затем узор располагаем на круге: «Ознакомление с Петриковской росписью», «Нарисуем волшебный цветок», «Распишем поднос Петриковским узором» (см. рис. 4, 5, 6). Способы рисования используем наиболее доступные детям - пальчиковая живопись, рисование концом кисти, прием примакивания, прием двухцветного мазка.
Работы получаются очень разнообразные творческие,
чувствуется потребность детей научиться искусству своих дедушек и бабушек.
Для ознакомления детей с росписью были приобретены в художественном салоне и расписываются объемные изделия из дерева.
В итоге следует сказать, что работа детей в разделе краевая культура – значительно расширила содержание изобразительной художественно – творческой деятельности дошкольников.