Светлана Курочкина
Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Актуальность проекта : Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Публикация «Проект „Учимся играя“ (формирование пространственных представлений у дошкольников)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у до-школьников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, явля-ющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений. Задачи проекта :
1. Изучить проблемы формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;
2. Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.
3. Провести исследования развития пространственных представлений дошкольников;
4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве. Гипотеза: предполагается, что целенаправленная деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная) повышает эффективность формирования пространственных представлений у старших дошкольников.
В ходе реализации проекта у дошкольников будут сформированы пространственные представления в процессе практической деятельности.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года)
Материалы и оборудование: DVD – проигрыватель, компьютер, принтер, иллюстрации, раскраски, соответствующие теме проекта, изобразительные материалы, модели, музыкальные инструменты, дидактические игры; познавательная литература и др.
Основные формы реализации проекта :
Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:
• НОД: познавательное развитие (развитие речи, ФЭМП, конструирование, художествен-но – эстетическое развитие (аппликация, изобразительная деятельность, музыка, физиче-ское развитие (физкультура, фитнес, хореография);
• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.);
• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
• работа с познавательной литературой;
• в совместной с родителями деятельности.
Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной (практический);
3 этап – заключительный
Реализация проекта
Этапы Планируемые мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап
Исследовательский этап 1. Изучение:
а) теоретического опыта работы по развитию у дошкольников пространственных представлений Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго;
б) изучение методической литературы по теме проекта
в) Отбор диагностических методик
г) составление плана работы над проектом. Август воспитатель
2. Работа с родителями:
Консультация: «Роль игры с мячом в развитии простран-ственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями»;
Консультация: «Маленькие слова - мои друзья». Сентябрь – октябрь Воспитатель
Учитель-логопед
3. Выявление уровня развития детей
«Исследование сформированности пространственных представлений», обработка полученных данных. Сентябрь Воспитатель
4. Развивающая среда
а) Пополнение и приобретение пособий для реализации данного проекта.
б) Изготовление и приобретение дидактических пособий, игр
в) А. Сметанкин электронное пособие «Здоровая математика: слева - справа, вверху – внизу». «Один – много»,
«Длинный и короткий, большой и маленький» и др». Сентябрь – Май Воспитатели, родители
5. Разработка проекта «Учимся играя», создание систе-мы работы по формированию пространственных пред-ставлений у дошкольников. Сентябрь – октябрь
Основной (практический)
Основной
Работа с педагогами.
Консультации: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников»
«Роль игр в формировании пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко».
«Использование ИКТ в формировании пространственных представлений» (по методике А. Сметанкина). Сентябрь - май Воспитатели
Работа с родителями.
1. Консультация: «Путешествие в страну маленьких слов».
2. Творческая мастерская «Маленькие слова живут рядом с нами» (совместное творчество детей и родителей) Ноябрь - май Воспитатели, дети,
родители
Работа с детьми
Проведение цикла занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей возрастной ступени
Использование :
1. Развивающих компьютерных игр для дошкольников :
• «Игры для Тигры»
• «Здоровая математика»
• «Баба Яга учится считать»
• «Приключения Логоши» и др.
2. Серии игр в PowerPoint по развитию графиче-ских навыков у дошкольников, разработанных педагогами ДОУ.
3. Тематических слайд-презентаций по лексическим темам.
4. Сюжетные творческие игры:
«Играем в сказку»; «Игры с песком».
5. Продуктивная деятельность детей в непосредственно – организованной деятельности по «Графике».
6. Викторина «Волшебная поляна маленьких слов». Сентябрь - май Воспитатели, учитель – ло-гопед,
инструктор по ФИЗО,
педагог доп. образования
Заключительный Выявление уровня развития детей
(«Исследование сформированности пространственных представлений») Май Воспитатели
Анализ внедренной системы взаимодействия педагогов, родителей, и детей по формированию пространственных представлений у дошкольников Май - июнь Воспитатель
Создание презентации по итогам реализации проекта. Июнь Воспитатель
Корректировка плана деятельности. Июль -
август Воспитатель
Ожидаемый результат проектной деятельности :
• развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)
• осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной
• способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д.
• хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.
Продукты проектной деятельности : презентация в формате Microsoft Power Point проекта.
Литература:
1. Гаркуша Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М. : Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.
2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.
3. Мусейибова Т. А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждени-ях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва «Про-свещение» 1987
4. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у де-тей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г
5. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. До-школьный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
6. Сметанкин А. «Здоровая математика» ЗАО «Биосвязь» 2009 г.
7. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Москва 2005 г.