Лучший педагог года

Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Светлана Курочкина
Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Тема проекта : «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Актуальность проекта : Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Публикация «Проект „Учимся играя“ (формирование пространственных представлений у дошкольников)» размещена в разделах

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у до-школьников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, явля-ющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений. Задачи проекта :

1. Изучить проблемы формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;

2. Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.

3. Провести исследования развития пространственных представлений дошкольников;

4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве. Гипотеза: предполагается, что целенаправленная деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная) повышает эффективность формирования пространственных представлений у старших дошкольников.

В ходе реализации проекта у дошкольников будут сформированы пространственные представления в процессе практической деятельности.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года)

Материалы и оборудование: DVD – проигрыватель, компьютер, принтер, иллюстрации, раскраски, соответствующие теме проекта, изобразительные материалы, модели, музыкальные инструменты, дидактические игры; познавательная литература и др.

Основные формы реализации проекта :

Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

НОД: познавательное развитие (развитие речи, ФЭМП, конструирование, художествен-но – эстетическое развитие (аппликация, изобразительная деятельность, музыка, физиче-ское развитие (физкультура, фитнес, хореография);

• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.);

• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

• работа с познавательной литературой;

• в совместной с родителями деятельности.

Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной (практический);

3 этап – заключительный

Реализация проекта

Этапы Планируемые мероприятия Сроки Ответственный

Подготовительный этап

Исследовательский этап 1. Изучение:

а) теоретического опыта работы по развитию у дошкольников пространственных представлений Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго;

б) изучение методической литературы по теме проекта

в) Отбор диагностических методик

г) составление плана работы над проектом. Август воспитатель

2. Работа с родителями:

Консультация: «Роль игры с мячом в развитии простран-ственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями»;

Консультация: «Маленькие слова - мои друзья». Сентябрь – октябрь Воспитатель

Учитель-логопед

3. Выявление уровня развития детей

«Исследование сформированности пространственных представлений», обработка полученных данных. Сентябрь Воспитатель

4. Развивающая среда

а) Пополнение и приобретение пособий для реализации данного проекта.

б) Изготовление и приобретение дидактических пособий, игр

в) А. Сметанкин электронное пособие «Здоровая математика: слева - справа, вверху – внизу». «Один – много»,

«Длинный и короткий, большой и маленький» и др». Сентябрь – Май Воспитатели, родители

5. Разработка проекта «Учимся играя», создание систе-мы работы по формированию пространственных пред-ставлений у дошкольников. Сентябрь – октябрь

Основной (практический)

Основной

Работа с педагогами.

Консультации: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников»

«Роль игр в формировании пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко».

«Использование ИКТ в формировании пространственных представлений» (по методике А. Сметанкина). Сентябрь - май Воспитатели

Работа с родителями.

1. Консультация: «Путешествие в страну маленьких слов».

2. Творческая мастерская «Маленькие слова живут рядом с нами» (совместное творчество детей и родителей) Ноябрь - май Воспитатели, дети,

родители

Работа с детьми

Проведение цикла занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей возрастной ступени

Использование :

1. Развивающих компьютерных игр для дошкольников :

«Игры для Тигры»

«Здоровая математика»

«Баба Яга учится считать»

«Приключения Логоши» и др.

2. Серии игр в PowerPoint по развитию графиче-ских навыков у дошкольников, разработанных педагогами ДОУ.

3. Тематических слайд-презентаций по лексическим темам.

4. Сюжетные творческие игры:

«Играем в сказку»; «Игры с песком».

5. Продуктивная деятельность детей в непосредственно – организованной деятельности по «Графике».

6. Викторина «Волшебная поляна маленьких слов». Сентябрь - май Воспитатели, учитель – ло-гопед,

инструктор по ФИЗО,

педагог доп. образования

Заключительный Выявление уровня развития детей

(«Исследование сформированности пространственных представлений») Май Воспитатели

Анализ внедренной системы взаимодействия педагогов, родителей, и детей по формированию пространственных представлений у дошкольников Май - июнь Воспитатель

Создание презентации по итогам реализации проекта. Июнь Воспитатель

Корректировка плана деятельности. Июль -

август Воспитатель

Ожидаемый результат проектной деятельности :

• развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)

• осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной

• способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д.

• хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.

Продукты проектной деятельности : презентация в формате Microsoft Power Point проекта.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М. : Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.

2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.

3. Мусейибова Т. А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждени-ях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва «Про-свещение» 1987

4. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у де-тей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г

5. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. До-школьный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)

6. Сметанкин А. «Здоровая математика» ЗАО «Биосвязь» 2009 г.

7. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Москва 2005 г.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Покормите птиц зимой» Продолжительность проекта: месяц Тип проекта: информационно – практико-ориентированный Участники проекта: педагоги, инструктор по физкультуре,.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)
Опубликовано: 14 октября 2014 в 21:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД