Получи документы

Проект в группе раннего возраста «От потешки к сказке»

Локотош Анастасия
Проект в группе раннего возраста «От потешки к сказке»

Введение.

Когда появляется долгожданный ребенок, нам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения - не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века наши бабушки, сложили много песенок, потешек и говорушек.

Публикация «Проект в группе раннего возраста „От потешки к сказке“» размещена в разделах

Потешки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между взрослым и ребенком с самого рождения.

Проект представляет собой еженедельную смену потешек, а затем и сказок в течение пяти месяцев. Чтение потешек сопровождается иллюстрациями, а затем беседой. В конце недели проводится занятие по рисованию, лепке, аппликации или конструированию.

Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с художественной литературой: малыми формами фольклора (песенками и потешками, поэзией и русскими народными сказками.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним, желание отвечать на простые вопросы;

2. Способствовать развитию монологической и диалогической речи;

3. Начинать вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание воспитателя;

4. Учить детей следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках и сказках с наглядным сопровождением;

5. помогать детям узнавать героев литературных произведений.

6. Формировать у детей привычку к книге, как к постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций.

7. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», чувство сопереживания.

Предполагаемый результат - Расширение и обогащение знаний детей о героях сказок. Развитие речи детей, обогащение ее новыми словами и выражениями. Развитие творческих способностей детей.

Паспорт проекта:

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: -

Участники: воспитанники группы раннего возраста.

Возраст детей: 1- 2 года.

Форма проведения: групповая.

Формы работы с родителями: беседы, консультации.

Методы и приемы: Игровой, Наглядный (рассматривание, наблюдение, показ воспитателя, словестный (беседа, художественное слово, рассказ).

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный. (Сентябрь)

Подбор методической литературы. Приготовление материалов, для совместной деятельности с детьми (краски, цветная бумага, картон, клей, карандаши и тд.). Подбор потешек и сказок для детей ясельного возраста.

Формулировка цели и задач проекта.

2 этап – Основной. Реализация проекта (Октябрь – Январь)

В течении пяти месяцев начитывается материал по знакомству детей с художественной литературой: малыми формами фольклора: песенками и потешками, стихи А. Барто из серии «Игрушки», русские народные сказки.

Октябрь:

1 – неделя.

1. Русская народная потешка – «Ладушки, ладушки…»

2. Пальчиковая гимнастика «Ладушки, ладушки»

3. Русская народная потешка – «Петушок»

4. Пальчиковая гимнастика «Петушок, петушок»

5. Конструирование «Заборчик для петушка».

2 – неделя.

1. Повторение потешки «Петушок, петушок»

2. Русская народная потешка «Зайка, зайка попляши!»

3. Беседа о лесных жителях.

4. Аппликация «Морковка для зайчат».

3 – неделя.

1. Повторение потешки «Зайка, зайка попляши!»

2. Русская народная потешка «Как у нашего Кота».

3. Беседа по картинкам о домашних животных.

4. Дидактическая игра «Покажи котенка»

4 неделя.

1. Повторение потешки «Как у нашего Кота».

2. Русская народная потешка «Наша Маша»

3. Сюжетно-ролевая игра «Помоги Кукле Маши одеться на улицу».

Ноябрь:

В течении месяца начитывается материал по знакомству детей с малыми формами фольклора: песенками и потешками.

1 неделя.

1. Повторение потешки «Наша Маша»

2. Русская народная потешка «Наши уточки с утра».

3. Речевая игра «Птицеферма»

4. Беседа по картинкам.

2 неделя.

1. Повторение потешки «Наши уточки с утра».

2. Русская народная песенка «Сорока белобока»

3. Пальчиковая игра Сорока белобока.

4. Сюжетно-ролевая игра «Поварята».

3 неделя.

1. Повторение русской народной песенки «Сорока белобока»

2. Русская народная песенка «Баюшки баю»

3. Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу Катю спать»

4 неделя.

1. Повторение песенки ««Баюшки баю»

2. Русская народная потешка «Пойди котик на торжок…».

3. Лепка «Кринделек»

4. Беседа по сюжету потешки.

Декабрь:

В течении месяца начитывается материал по знакомству детей с малыми формами фольклора: песенками и потешками.

1 неделя

1. Повторение потешки «Пошел котик на торжок.»

2. Русская народная потешка «наши уточки с утра…»

3. Речевая игра «Птицеферма»

4. Рисование «Уточка»

2 неделя

1. Повторение потешки «Наши уточки с утра»

2. Русская народная песенка «Ай, качи, качи, качи!»

3. Лепка «Слепим калачик»

3 неделя

1. Повторение песенки «Ай качи, качи, качи!»

2. Русская народная песенка «Улитка, улитка!»

3. Аппликация улитка

4. Беседа о насекомых

4 неделя

1. Повторение русской народной песенки «Улитка, улитка!»

2. Русская народная потешка «Огуречик, огуречик»

3. Рисование карандашами «Нарисуем хвостик огуречику».

Январь.

В течении месяца начитывается литературный поэтический материал – стихи А. Барто из серии «Игрушки».

1 неделя.

1. Стихотворение «Мячик»

2. Беседа по картинкам «Мои любимые игрушки».

3. Рисование карандашами «Мяч»

4. Подвижная игра в мяч.

2 неделя.

1. Повторение стихотворения «Мячик»

2. Стихотворение «Грузовик»

3. Обучающая игра «Машинка катится с горки»

4. Аппликация «Машинка»

3 неделя.

1. Повторение стихотворения «Грузовик»

2. Стихотворение «Бычок»

3. Беседа по картинкам о домашних животных

4. Рисование пальчиковыми красками «Бычок»

4 неделя.

1. Повторение стихотворения «Бычок»

2. Стихотворение «Мишка»

3. дидактическая игра «Угадай, найди и назови».

4. Танец «Мишка косолапый».

Февраль

В течение месяца начитываются русские народные сказки.

1 неделя.

1. Русская народная сказка. Обр. К. Ушинского «Курочка ряба».

2. Беседа по иллюстрациям к сказке

3. Кукольный театр «Курочка Ряба»

4. Лепка «Яичко для курочки»

2 неделя

1. Русская народная сказка «Колобок»

2. Настольный театр «Колобок»

3. Лепка «Колобок»

4. Беседа по иллюстрациям к сказке

3 неделя.

1. Русская народная сказка «Репка»

2. Кукольный театр «Репка»

3. Аппликация «Репка»

4. Беседа по сказке.

4 неделя.

1. Русская народная сказка «Теремок»

2. Настольный театр «Теремок»

3. Конструирование «Теремок»

4. Беседа по сказке.

3 этап – Заключительный.

1. Произвести оценку выполнения поставленной цели и задач проекта.

2. Разработать методические рекомендации.

Промежуточный отчет подготовительного этапа:

1. Определила тему проекта

2. Поставила цель и задачи проекта

3. Подобрала методическую литературу

4. Подобрала литературу для художественного чтения с детьми.

5. Составила план основного этапа.

Промежуточный результат основного этапа

Данный этап реализовывался в течении 5 месяцев. В течении этого времени детям ясельной группы начитывались русские народные потешки и песенки (3 месяца, стихи А. Барто из серии «Игрушки» (1 месяц, русские народные сказки (1 месяц). Так же были проведены занятия по лепке, рисованию и аппликации.

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта.

Заключительный этап проекта длился 3 дня. Было проведено подведение итогов и разработаны методические рекомендации по знакомству детей раннего возраста с первыми песенками и потешками.

Заключение.

По окончанию проекта были достигнуты следующие результаты:

У детей ясельной группы появился большой интерес к книге.

За время проведения проекта, малыши научились внимательно слушать читаемое произведение, следить за развитием действия. Они легко узнают героев литературных произведений, эмоционально откликаются на чтение сказки или потешки, внимательно рассматривают иллюстрации, отвечают на простые вопросы воспитателя. А детки, которые не умеют пока говорить показывают пальчиком ответ по картинке.

Пополнился словарный запас малышей новыми словами (название некоторых домашних и диких животных, птиц, такими словами, как большой – маленький, добрый, пушистый) Детки, которые плохо говорят, легко узнают животное по картинке и имитируют звуки, которые издает это животное, а так же его действия. Например, как мычит коровка? Как прыгает зайка? И тд.

Детки, постарше, научились при многократном повторении воспроизводить некоторые стихотворения.

Таким образом, все поставленные цели и задачи были выполнены.

Методические рекомендации

По знакомству детей младшего дошкольного возраста с песенками и потешками.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт с взрослым.

Песенки и потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка:

Подымайся мой дружок,

Встань Анлрюшечка.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают кушать с удовольствием.

Умница Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Во время одевания на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Ване личико, Танечки – ладошки, а пальчики – Сережке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора. Например, в игре – забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька…», а также:

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко…

Детки очень смешно ходят, подражая мишке косолапому при чтении потешки «Мишка косолапый…»

Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, нужно использовать иллюстрации к потешкам, игрушки изображающие героев песенки или потешки. Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» поставить деток сороки друг за другом и раздавать им кашку, а самому последнему, «который ничего не делал», говарить: «А ты постой, вот тебе горшок пустой».

Очень хорошо многие песенки и потешки соединяются с пальчиковыми играми. Например: «Сорока – белобока…», «Петушок, петушок…», «Ладушки, ладушки…». Это способствует развитию мелкой моторики ребенка, развитию его речи и мышления.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию малыши могут строить домики-теремки. Затем детки отвечают на вопросы воспитателя «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?».

Дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Список использованной литературы:

1. Барто А. Л. Лучшие стихи детям от года до пяти лет [Текст]: для дошкольного возраста/ А. Л. Барто – Москва: Астрель, 2010. – 240 с.

2. Бочкарева О. И. художественная литература. Младшая группа. [Текст]: разработки занятий/ О. И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.

3. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в первой младшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров/ Карпухина Н. А. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 160 с.

4. Книга для чтения детям от 2 до 5 лет [Текст]: книга для чтения взрослыми детям/ Под редакцией Г. Губановой. – Тула: «Родничок», 2012. – 144 с.

5. Потешки. Серия «Читаем с мамой» [Текст]: для детей дощкольного возраста/Под редакцией И. Краснобаева. – Москва: ООО «Линг», 2005. – 10 с.

6. Потешки для малышей. «Ладушки, ладушки где были у бабушки» [Текст]: для самых маленьких/Под редакцией Е. Корсаковой. – Москва: ЗАО «росмэн-издат», 2008. – 12 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сказке «Репка» для детей раннего возраста 2–3 летДидактическая игра по сказке «Репка» для детей раннего возраста 2–3 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию сказку «Репка» сделанную своими руками, для детей раннего возраста 2-3.

Игра-инсценировка по сказке «Теремок» для детей раннего возрастаИгра-инсценировка по сказке «Теремок» для детей раннего возраста Цель : Формировать умение рассказывать сказки, имитировать движения животных. Задачи: 1. Развивать творческие способности через театральную.

Конспект физкультурного развлечения по сказке «Колобок» в группе раннего возрастаКонспект физкультурного развлечения по сказке «Колобок» в группе раннего возраста Конспект физкультурного развлечения по сказке "Колобок" в группе раннего возраста. Цель:Создать у детей весёлое, радостное настроение. Задачи:.

Конспект физкультурного развлечения по сказке «Курочка Ряба» в группе раннего возрастаКонспект физкультурного развлечения по сказке «Курочка Ряба» в группе раннего возраста Конспект физкультурного развлечения по сказке "Курочка ряба" в группе раннего возраста. Цель занятия : 1. Вызвать у детей положительные эмоции.

Конспект занятия «Чтение потешки «Ай лады, лады…» для раннего возраста Цель: вызвать у детей радость от прослушивания потешки, желание послушать ещё раз. Формировать способность отвечать на вопросы. Воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Тише, тише, кот на крыше. Потешки»Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Тише, тише, кот на крыше. Потешки» Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) «Тише, тише, кот на крыше…» (ознакомление с потешками).

Проект в первой младшей группе «Потешки-помощники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой.

Конспект занятия по рисованию по сказке «Курочка-Ряба» во второй группе раннего возраста «Яичко»Конспект занятия по рисованию по сказке «Курочка-Ряба» во второй группе раннего возраста «Яичко» Цель: Закрепить знание русской народной сказки «Курочка Ряба»; развитие творческих способностей, познакомить с новым способом рисования.

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации по русской народной сказке «Колобок» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия по рисованию с элементами аппликации по русской народной сказке «Колобок» во второй группе раннего возраста Рисование с элементами аппликации по русской народной сказке «КОЛОБОК» Цель: учить детей аккуратно наклеивать заготовки, дорисовывать.

Весеннее развлечение в группе раннего возраста по сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце»Весеннее развлечение в группе раннего возраста по сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце» Дети сидят на стульчиках, слушают сказку и видят изображение на экране. Звучит спокойная русская народная мелодия. Ведущий: Солнце по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в группе раннего возраста «От потешки к сказке»
Опубликовано: 28 июня 2022 в 19:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД