Кочанова Ольга Васильевна
Проект в подготовительной группе «Этот неизведанный космос»
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Авторы: воспитатель подготовительной группы № 10 Кочанова О. В.
Участники проекта : Воспитатели, родители и дети подготовительной группы №10.
Сроки реализации проекта : 1.04.2025- 11.04.2025
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-исследовательский, информационный.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Этот неизведанный космос“» размещена в разделах
- Космос. ВСЕ о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта.
История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточное внимание детей и родителей к российскому празднику - День космонавтики. Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о героических покорителях космических просторов. 12 апреля 2024 года страна отмечает 63 года со дня полёта в космос первого человека – Ю. А. Гагарина. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представления о космосе.
Проблема: Недостаточное внимание родителей к российскому празднику День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми через проектную деятельность.
Задачи проекта :
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космос;
2. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле;
3. Продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным и другими известными людьми, связанными с освоением и покорением космоса;
4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников;
5. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу;
6. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни;
7. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
8. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
• дети получат первоначальные знания о космосе, об освоении космоса, о космонавтах;
• пополнится словарный запас детей по теме «Космос»;
• сформируются нравственно-патриотические чувства в процессе реализации проекта;
• у детей появится чувство гордости за достижения в отечественной космонавтике;
• повысится познавательная активность детей;
Основное содержание проекта.
План реализации проекта :
Дата Деятельность педагога Совместная деятельность педагога и детей Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап
1.04.2024 -2.04.2024 1. Составление перспективного плана работы по реализации проекта;
2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности;
3. Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации) 1. Экспресс-опрос детей «Что я знаю о космосе?», «Почему космос чёрный?», «Что такое черная дыра?». 1. Привлечение родителей к участию в проекте, к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
Основной этап
2.04.2024-11.04.2024 1. Модернизация среды группы, оптимизация игрового пространства;
2. Разработка конспектов занятий и бесед по теме проекта;
3. Подготовка консультаций, памяток, буклетов, папок-передвижек для родителей по теме проекта; 1. Беседы с детьми:
«Первые попытки покорения космоса», «Из истории возникновения ракеты», «Голубая планета – Земля», «Луна - спутник Земли», «Семья планет», «Солнце - источник жизни на Земле»;
2. Чтение художественной литературы Небесный олень» сказка
народов Сибири, «Мифы и легенды Древней
Греции» Н. А. Кун, «Тайна третьей планеты» К. Булычев, «Вижу Землю» Ю. Гагарин, «Малышам о звездах и планетах» Е. П. Левитан, «Энциклопедия космос» серия «Хочу знать», «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» албанская сказка, «Незнайка на луне» Н. Носов;
3. Прослушивание музыкальных произведений: песня «Гагарин» А. Чугайкиной, «Наш весёлый экипаж» муз. Ю. Чичикова, «Песенка юных космонавтов» В. И. Шестакова, «Он сказал – поехали!»муз. Иосиф Кобзон, сл. А. Пахмутова, Н. Добронравов, «Как необъятен космос» песня из мультфильма, «Ракеты» муз. Ю. Чичиков, сл. Я. Серпин, музыкальная игра «Роботы и звёздочки»;
4. Подвижные игры: «Мы космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость»;
5. НОД по познавательному развитию «Звёзды светят постоянно», рисование «Весёлые инопланетяне», аппликация «Космонавты», конструирование из бумаги «Ракеты»;
6. Сюжетно-ролевая игра «Мы – космонавты». 1. Папка-передвижка «Лексическая тема «Космос»
Заключительный этап
1. Подведение итогов по реализации проекта;
2. Трансляция опыта на различных уровнях. 1. Открытое занятие «Путешествие по космическому пространству» 1. Выставка творческих работ, сделанных на занятиях в группе.
Итоги проекта :
В результате реализации проекта у детей значительно повысился уровень знаний о космосе. Воспитанники имеют представление о строении Солнечной системы, планетах и их особенностях, о нашей Галактике. Знают о Земле, о материках, морях и океанах, познакомились с моделью земли – глобусом. Получили знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомились с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным и летчиками-космонавтами страны. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
В ходе реализации проекта можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе. Можно сделать вывод, что проведенные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
Пополнение РППС в группе на тему «Космос»
Выставка детских творческих работ на тему «Космическая фантазия»
Оформление группы на тему «Космос»
Папка-передвижка «Космос»
Открытое занятие «Путешествие по космическому пространству»
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2006 — 190 с. ;
2. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. -205с. ;
3. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011 – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).;
4. Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г. ;
5. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. ;
6. Интернет ресурсы.