Валентина Куфтырева
Проект в старшей группе ДОУ «Нижегородская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА РЕМЁСЕЛ».
Составила: Куфтырева В. П. - воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №9 «Ромашка» г. Семенова Нижегородской области.
Вид проекта : познавательно – творческий, долгосрочный (в течение 1 учебного года, групповой.
I. Этап «Целеполагание»
Актуальность проекта
«Стоит наш город на горе крутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Публикация «Проект в старшей группе ДОУ „Нижегородская ярмарка“» размещена в разделах
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История Нижегородской области, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории нашего города и области, собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление малой родины.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям города, области, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. Одной из особенностей культурного наследия Нижегородской области является богатое наследие народного декоративно-прикладного искусства.
Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.
Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Цель проекта : вызвать у детей интерес и желание узнать об истории Нижегородской ярмарки; развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства родного края.
Задачи:
Расширять представление детей о многообразии предметов народно-прикладного искусства Нижегородской области.
Учить замечать и выделять основные средства выразительности различных народных промыслов, видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность, воображение.
Совершенствовать технические навыки и умения рисования и лепки.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечение: методическая и художественная литература, интернет.
Материал: альбомы для рисования, кисти, гуашь, баночки для воды, картон, ткань, гипюр, кожа, ножницы, глина, папки-передвижки и презентации по теме проекта, образцы и картинки изделий Нижегородской ярмарки.
Форма работы с детьми:
беседы,
чтение художественный литературы,
выставки в мини-музее,
познавательные и виртуальные экскурсии,
познавательные игры,
игры-путешествия,
викторины,
праздники и развлечения,
создание альбомов.
Форма работы с родителями:
беседа,
круглый стол,
организация выставок в мини-музее,
работа в родительском уголке.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1) для детей:
Имеют представления о Нижегородской ярмарке, ее истории и значении.
Расширились представления о многообразии предметов народно-прикладного искусства Нижегородской области.
Знают и выделяют основные средства выразительности различных народных промыслов.
Созданы предпосылки для развития творчества, фантазии, ассоциативного мышления, любознательности, наблюдательности, воображения.
Совершенствуются технические навыки и умения рисования и лепки.
2) для родителей:
повысили свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
II. Этап «Разработка проекта»
1. Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
2. Подбор музыкального сопровождения для ярмарки и НООД.
3. Подбор материала и игрушек для НООД и сюжетно-ролевых игр.
4. Довести до сведения родителей важность этой проблемы и замотивировать на участие в проекте.
5. Обогащение предметно-развивающей среды в группе (мини-музеи, куклы в русских народных костюмах, дидактические игры).
III. Этап «Выполнение проекта»
№ п/п Мероприятия Вид промысла Дата
1 НООД по социализации с использованием ИКТ «Нижегородская ярмарка» Сентябрь
2 НООД по социализации с использованием ИКТ «Народные промыслы Нижегородского края» Варнавинская резьба по кости. Павловские мастера. Казаковская филигрань. Резьба по камню. Сентябрь
3 НООД по рисованию «Веселые вертушки» Федосеевские балясы Октябрь
4 НООД по художественному творчеству «Мобил для малышей «Птички» Федосеевские балясы Октябрь
5 НООД по социализации «Русские матрешки» Полхов-Майдановская, Семеновская матрешка Октябрь
6 НООД по рисованию «Семеновская матрешка» Семеновская матрешка Октябрь
7 НООД по рисованию «Семеновские сувениры» Семеновские сувениры Ноябрь
8 Комбинированная НООД по социализации и художественному творчеству «Полхов-Майдановские узоры» Полхов-Майдановская роспись Ноябрь
9 НООД по социализации «Городецкая роспись» Городецкая роспись Ноябрь
10 НООД по рисованию «Городецкая роспись» Городецкая роспись Ноябрь
11 Комбинированная НООД по социализации и художественному творчеству «Городецкая золотная вышивка» Городецкая золотная вышивка Декабрь
12 Комбинированная НООД по социализации и художественному творчеству «Скатерть для бабушки» Нижегородский гипюр Декабрь
13 Комбинированная НООД по социализации и художественному творчеству «Рубашка для Кузеньки» Узорно-ремизное ткачество Декабрь
14 НООД по рисованию «Игрушки для елки» Стеклодувное производство Декабрь
15 Комбинированная НООД по аппликации и социализации «Кожевенный промысел Нижегородской области». Кожевенный промысел Нижегородской области Январь
16 Комбинированная НООД по художественному творчеству «Глиняные игрушки — не простые безделушки» Жбанниковская глиняная игрушка Январь
17 НООД по рисованию «Дымковские узоры» Дымковская игрушка Февраль
18 Комбинированная НООД по социализации и художественному творчеству «Золотая Хохлома» Хохломская роспись Февраль
19 Развлечение «Нижегородская ярмарка» Март
IV. Этап «Презентация проекта»
1. Развлечение с детьми «Нижегородская ярмарка».
2. Выставка рисунков и поделок на тему «Нижегородские промыслы».
3. Презентация проекта на педагогическом часе в ДОУ.