Получи документы

Проект «Весёлые пальчики»

Оксана Кожанова
Проект «Весёлые пальчики»

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»

Проект «Весёлые пальчики»

Авторы проекта :

Учитель-логопед: Кожанова О. В.

Воспитатель: Горюнова С. А.

Москва. 2014

Цель проекта :

Повысить интерес у детей к пальчиковым играм, как средству развития речи, обогащения словаря по лексическим темам, развитию мелко моторики пальцев рук.

Публикация «Проект „Весёлые пальчики“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы:

Работая с детьми с диагнозом общее недоразвитие речи, мы отметили у них слабое развитие мускулатуры пальцев рук. А так как развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, мы решили уделить пальчиковым играм больше внимания, разработав план реализации, который по нашему мнению будет способствовать повышению у детей интереса к пальчиковым играм. Если ребёнку что-то интересно, то процесс обучения идёт наиболее быстро и эффективно. Наши детки страдают нарушением внимания, зрительной памяти, у них бедный словарный запас, речь невнятная, они испытывают сложности в общении, поскольку не могут сформулировать свою мысль. Мы решили подготовить для них цикл игровых занятий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса в соответствии с лексическими темами, развитие связной речи, внимания, координации движений.

Творческое название проекта : «Весёлые пальчики».

Авторы:

Учитель-логопед Кожанова Оксана Вячеславовна;

Воспитатель высшей квалификационной категории Горюнова Светлана Александровна

СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1373 г. Москва ВАО

Возраст детей: 5-6 лет.

Тип проекта : годовой, групповой, творческий.

Реализация проекта.

Первое занятие. Ознакомительное.

Знакомство детей с ладошкой и пальцами на руке : закрепить название пальцев на руке.

Пальчиковая игра «Моя семья» :

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я!

А это вся моя семья!

(Загибаются поочерёдно пальцы на одной руке, начиная с большого. На последней фразе – пальцы обеих рук сцепить в замок.)

• Рисование «рожиц» на пальцах.

1. Мизинец.

Так как мизинец – самый маленький пальчик, мы решили назвать его Мальчик с пальчик. (На палец надевается фигурка Мальчика с пальчика, сделанная из картона или связанная по принципу пальчикового театра).

Наш мизинчик горько плачет, (пальцы в кулачке, показываем мизинчик).

Безымянный говорит: (показываем по очереди все названные пальчики)

«Что всё это значит?»

Средний палец очень гордый разговаривать не хочет.

Указательный спросил: «Может кушать хочет?»

А большой бежит, бежит,

Тащит риса ложку,

Говорит: «Не плачь, малыш! На, поешь немножко!» («кормит» мизинчик, соединяем мизинчик и большой пальцы).

• Печатание мизинцем гуашью («Питон Каа», «Продолжи узор») Используется два контрастных цвета, печатание производится одновременно двумя руками.

Цель: Развитие координации обеих рук.

Работа над образностью выражений на основе пословиц и поговорок:

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На одном месте и камень мхом зарастает.

Один ум хорошо, а два лучше.

Одна нога тут, другая там.

• Д/и «Один - много» (с опорой на картинки или с мячом).

Цель: Упражнять детей в образовании существительных единственного и множественного числа.

• Д/и «Великан и гномик».

Цель: Учить детей образовывать существительные с суффиксами –ищ,

-ик, -чк.

Пример: У великана не нос, а носище, не глаза, а глазища, не руки, а ручищи. У гномика не нос, а носик, не рот, а ротик, не руки, а ручки.

• Д/и «Кто кем (чем) был маленьким?»

Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Пример: цыплёнок был – яйцом, мама – девочкой, хлеб – зёрнышком и т. д.

2. Указательный и средний «Зайки».

(На ногтях больших пальцев рисуется носик гуашью, затем безымянный палец и мизинец загибаются к ладони, поверх них – большой палец, указательный и средний пальцы смотрят вверх) – это зайчики.

Скачет зайка косой под высокой сосной.

Под другою сосной скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы рук вытянуть, мизинец, безымянный и большой пальцы прижаты к ладоням.)

Затем выполняются игровые упражнения:

• Д/упр. «Где зайки?»

Цель: Отрабатывать в речи детей употребление предлогов в, на, за, из-за, из-под, на.

• Д/и «Скажи наоборот» (с мячом).

Цель: Учить детей подбирать и употреблять в активном словаре слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Для этой игры можно использовать стихи.

Составление слов из 2-х слогов из набора разрезных карточек: ма-ма, ка-ша, вед-ро, лож-ка и т. д.

Цель: Развивать слоговую структуру речи. Закрепить понятие «слово».

• Составление предложений из 2-х слов.

Цель: Учить детей составлять простые предложения из 2-х слов по картинкам. Закреплять понятия «слово», «предложение».

• Рисование одновременно в парах одной картинки.

Цель: Развивать умение работать в парах над одним делом, договариваясь в ходе работы друг с другом. Формирование коммуникативных навыков.

• ЗАЙЦЫ

(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.)

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:

“Давайте убежим!”,

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:

Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

3. Средний, безымянный и мизинец.

«Три поросёнка».

ПОРОСЯТА

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

• Д/и «Назови семью животных».

Цель: Обогатить словарь детей по лексическим темам «Дикие животные» и «Домашние животные» названиями животных. Пример: бык-корова-телёнок; лис-лиса-лисёнок.

• Д/упр. «Напиши» букву»

Составление портрета букв из 3-х счётных палочек (М, А, П, С, К и т. д.)

• Д/и «Составь слово»

Цель: Обучение детей звуко-буквенному анализу.

Из карточек с буквами составить слова из 3-х букв (сок, мак, кит, кот).

• Д/и «Найди слово».

Цель: Учить детей подбирать существительное к словам-определениям с опорой на картинки. Используется игра «Лото «Подбери слово».

Пример: Красная, кожаная, женская (Сумка).

Деревянный, кухонный, обеденный (Стол).

4. Указательный, средний, безымянный, мизинец.

«Времена года»

Для пальчиковой гимнастики используются короткие стихи с имитацией движений по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи-фрукты».

• Составление описательный рассказов по картинам.

Цель: Учить детей описательному рассказу по картине с опорой на план. Упражнять в подборе определений к словам, обогащая структуру предложений.

«Что сначала – что потом?»

Цель: Формировать умение составлять сюжетные рассказы по серии сюжетных картинок из 4 шт. Развивать логическое мышление, умение анализировать.

• Автоматизация звука [ч] в словах.

• Д/и «Лото «Времена года».

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, жизни животных и человека.

5. Все пальцы обеих рук «Ёжик».

Ёжик маленький замёрз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)

И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты)

Солнце ёжика согрело, (пальцы медленно разгибаются)

Ёжик развернулся! (пальцы переплетены и подняты вверх).

«Расскажи сказку»

Цель: Закрепить названия знакомых детям сказок в соответствии с Программой. Формировать умение последовательно излагать свои мысли по тексту с опорой на схему.

• Д/упр. «Ладошка».

Используя данное упражнение можно активизировать в речи детей слова-определения и слова-действия, подбирая слова и загибая пальцы на руке.

Пример: день может быть пасмурным, осенним, холодным, солнечным, дождливым. (Подбор 5 определений.)

По аналогии выполняется подбор глаголов к словам.

• Д/и «Что изменилось?»

Цель: Развивать зрительную память, умение определять и называть исходное положение предметов.

5 предметов меняются местами.

«Ёжик смотрится в зеркало».

Детям предлагается обвести свои ладошки на листе бумаги форматом А3, а затем раскрашивается одинаково.

Цель: Развивать глазомер, координацию пальцев обеих рук.

• П/и «Пятнашки».

Цель: активизировать в активном словаре детей существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам в соответствии с Программой.

На полу изолентой выкладываются классики до 5 клеток в длину и 3-4 рядов в ширину. Детям предлагается назвать слова-предметы или слова-определения по заданию логопеда, наступая на клетки. Выигрывает тот, кто быстрее всех назовёт слова по теме в количестве 5.

Для работы воспитателя с детьми в рамках проекта.

1. Печатание цифр в тетрадях в крупную клетку.

2. Графические упражнения в тетрадях «Продолжи узор», «Обведи по точкам», «Лабиринты», «Дорисуй половинки», «Расскрась по цифрам».

3. Состав числа в пределах 5 (упражнение «Фокусник»).

4. Беседы по темам: «Один дома» (безопасность в быту, «Три сигнала светофора» (закрепить знание основных сигналов светофора, правила перехода улицы).

5. Продуктивная деятельность:

-Рисование пальчиками («В мире животных» - отпечатки с дорисовыванием; «Ветка рябины», «Мухомор», «Забавные ладошки» - развитие фантазии).

-Лепка в технике пластилинографии «Осенний лист», «Подснежник», «Мой портрет», «Визитка».

-Аппликация (бумажные шарики) «Божьи коровки», «Деревья в парке», «Колобок – румяный бок».

-Ручной труд: пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями «Яблоня», «Мухомор», «Снеговик», «Ветка вишни» и др.

-Работа с природным материалом: семена подсолнечника, арбуза, крупы.

6. Игры со счё тными палочками: «Нарисуй»» картину палочками», «Сложи картинку по образцу», «Преобразование фигур».

7. Прыжки на двух и одной ноге.

Отбивание мячам об пол двумя и одной рукой.

Игры с прищепками.

Работа с родителями.

- С родителями проведены консультации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», «Игры по развитию речи по дороге в детский сад».

- Создание совместных композиций из природного материала, картона и бумаги.

- Совместное рисование.

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Аппликация мыши и сыр»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Аппликация мыши и сыр» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ.

Занятие рисование «Тигр»Занятие рисование «Тигр» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Весёлые пальчики»
Опубликовано: 11 января 2015 в 18:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД