Муслейкина Юлия Николаевна
Проект во второй младшей группе «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : экологический, исследовательско – творческий
Срок реализации: краткосрочный (одна неделя)
Участники проекта : дети второй младшей группы № 13, воспитатели, родители воспитанников
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская
Объект исследования: зимующие птицы нашего края (Саратовская область)
Проблема: недостаточное представление о жизни зимующих птиц у детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Проект во второй младшей группе „Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края, бережное отношение к ним
Задачи:
1. Познакомить детей с зимующими птицами, дать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
4. Привлечь детей и их родителей к данной проблеме.
Этапы реализации проекта :
1 Этап – Подготовительный
2 Этап – Основной (практический)
3 Этап – Заключительный
Руководители проекта : воспитатели второй младшей группы № 13 «Пчелки»
Шугайкина Юлия Николаевна
Зотова Ольга Александровна
Первый этап.
Подготовительный
1. Обсудить с детьми и родителями о цели и задачах проекта.
2. Уточнить чем питаются птицы зимой.
3. Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта
4. Подготовка необходимого оборудования, сбор материала
5. Поиск и изучение литературы, иллюстраций по теме проекта
6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми по проекту
7. Подбор художественной литературы (малый народный фольклор, сказки, стихотворения, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные и дидактические игры
Второй этап.
Основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний у дошкольников о зимующих птицах.
Задачи:
1. Сделать кормушки для птиц.
2. Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
3. Провести фотосъёмки.
Домашнее задание родителям
- Накопить знания (интернет, СМИ, Энциклопедии)
- Сделать из бросового материала совместно с детьми кормушку
- Рассмотреть зимующих птиц из книг и журналов.
- Подобрать корм, сделать самим корм из сала для синичек.
- Пополнить библиотеку группы о зимующих птицах.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность:
Дидактические игры. «Лото. Птицы», «Узнай по голосу», «Кто что ест», «Назови ласково» «Угадай птицу по описанию» «Разрезные картинки» Подвижные игры. «Воробышки и кот», «Автомобиль и воробышки», «Найди свое гнездо»
Хороводные игры. «Кукушка», «Чёрный ворон» «Скачет, скачет воробей»
Театрализованная игра. «Где обедал воробей»
1 день.
ОО «Познавательное развитие»
• Беседа с детьми «Мы дружим с птицами»
• Наблюдения, экскурсия на площадку ДК «Мелиоратор»
Задачи:
- Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
- Какие птицы чаще прилетают?
- Какие птицы не боятся людей, подпускают к себе близко.
- Что любят есть птицы?
- Как ведут себя птицы?
Провести ежедневные наблюдения и отмечать в календаре Обратить внимание на то, как люди заботятся о птицах.
2 день
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Беседа с детьми «Как живут птицы зимой?»
- Просмотр мультфильма «Синичкин календарь»
- Рассматривание иллюстраций
ОО «Познавательное развитие»
Исследовательская деятельность
НОД «Чудо ягода – Рябина» (Приложение 1)
3 день
- Беседа с детьми «Пользу или вред приносят птицы»
ОО «Физическое развитие»
Упражнение «Птички и птенчики» (Приложение 2)
НОД «ФЭМП»
Тема: «Сколько птиц прилетело к кормушке?»
Цель:
-Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупность словами «один», «много»
-Развивать умение из фигур - круг, треугольник сделать птичку.
4 день
- Беседа с детьми «Как мы можем заботиться о птицах зимой?»
ОО «Речевое развитие»
- Заучивание стихотворения А. Барто
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Рассказывание по картине «Как дети заботятся о птицах зимой»
Конструирование из плоских геометрических фигур «Домики для птичек»
5 день
- Беседа с детьми «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
НОД «Рисование»
Тема: «Ягоды для птичек»
Цель: Развитие интереса и положительного отношения к нетрадиционной технике рисования. (пальчиковое рисование)
- Театрализованная игра «Где обедал воробей»
Работа с родителями
• Раздать листовки «Помогите птицам зимой» (Акция)
• Консультация «Как и из чего можно сделать кормушку»
• Экологическая газета «Поможем зимующим птицам»
Третий этап.
Заключительный.
• Оформление результата в виде презентации
• Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц»
Результаты реализации проекта
• Расширился кругозор детей о зимующих птицах нашего края (какие птицы прилетали на участок детского сада, внешний вид, чем питаются).
• Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах
• Дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение 1
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Чудо ягода–рябина» (вторая младшая группа)
Цель: - развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности;
- расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;
- обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина) .
Материал: игрушечный заяц, красивый мешочек, гроздья рябины, картинка с изображением рябины и снегирей. Блюдце с ягодами рябины, лупа, салфетка, толстая леска (на каждого ребенка) .
Предварительная работа: во время прогулки рассматривание ягод и листьев рябины; проведение подвижных и дидактических игр с деревьями и листочками; разучивание стихотворения И. Токмаковой «Рябина»; рисование красками рябиновых бус.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня, придя в детский сад, я увидела Зайчика.
Он принес для вас мешочек. А что в нем не говорит, хочет чтобы вы на ощупь угадали, что в нем.
(Дети поочередно обследуют на ощупь содержимое мешочка, высказывают предположения.)
Воспитатель. (вынимает из мешочка рябиновую гроздь) посмотрите, что это?
Дети. Рябина.
Воспитатель. Правильно. Какая красивая веточка с ягодами рябины, рябинками. Кто помнит, как по другому называется эта веточка?
Дети. Кисть. Гроздь.
Воспитатель. А я знаю загадку про рябинку, послушайте.
Зеленое платье потерялось,
Красные пуговки остались.
Дети, зеленое платье – это листики дерева. Как вы думаете, а как это зеленое платье потерялось?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Хорошо. Послушайте еще раз загадку.
Зеленое платье потерялось,
Красные пуговки остались.
А про какие такие пуговки говорится в загадке?
Дети. Про ягодки – рябинки.
Воспитатель. Правильно. Ребята, давайте рассмотрим через лупу ягодки дерева Рябина.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель. Ребята, у каждого из вас на тарелочке лежат рябинки, правда они похожи на пуговки. А на что еще они похожи?
Дети. На бусинки, шарики, мячики, маленькие яблочки.
Воспитатель. Возьмите одну ягодку в руку. Какая она на ощупь?
Дети. Гладкая. Твердая.
Воспитатель. Покатайте ягодку в ладонях, по тарелочке. Какая она по форме? Скажите, какого она цвета?
Дети. Она круглая. Она оранжевая.
Воспитатель. Найдите на рябинке отметинку черного цвета. Посмотрите на нее через лупу. На что отметинка похожа?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Да, она похожа на маленькую звездочку. Посмотрите на ее лучики. Сколько их?
Дети. Много.
Воспитатель. А теперь, ребята, аккуратно раздавите одну ягодку над салфеткой. Посмотрите, с помощью лупы, что находится внутри ягодки?
Дети. Зернышки. Косточки.
Воспитатель. А еще там сок и мякоть. Давайте понюхаем раздавленную ягодку и дадим зайчику понюхать. А хотите попробовать рябинку на вкус? Кто хочет, может попробовать. И зайчику дадим попробовать. Ребята, какой вкус у рябинки?
Дети. Кислая. Горькая.
Воспитатель. То, что ягодки горчат, не страшно. Зимой ударят морозы и ягоды рябины станут слаще. Зайчик, послушай какое стихотворение знают наши дети про рябину.
Ребенок: Красную ягодку мне дала рябина.
Я думала, что сладкая, а она как хина.
То ли эта ягодка просто не дозрела,
То ль рябина хитрая пошутить хотела.
Воспитатель. Зайчик, тебе понравилось стихотворение? Понравилось, только ему не понятно слово – «хина». Хина – это горькое лекарство. А рябина, как и хина, - лекарственное растение. В ягодах рябины очень много витаминов. А еще из ягод рябины можно приготовить целебный витаминный отвар. Этот напиток помогает человеку сохранить здоровье и стать сильным.
А знаете ли вы, ребята, кто из обитателей леса любит питаться ягодами рябины?
(Предположения детей.)
(Выставляет картинку с изображением рябины и снегирей.)
Воспитатель. Когда снегом засыплет и лес, и поля,
И уснет под сугробами крепко земля,
Станут искать птицы, чем бы поживиться.
Ребята, что за птицы сидят на ветках рябины?
Дети. Снегири.
Воспитатель. Как вы их узнали?
Дети. У них красные грудки.
Воспитатель. А как вы думаете, зачем они прилетели на рябинку?
Дети. Чтобы ее клевать.
Воспитатель. Зайчик мне рассказал, что иногда зимой сильный ветер сбивает ягоды рябины на землю. Прилетят птицы, а ягод нет, снегом их засыпало. Зайчик волнуется, что птицы тогда будут кушать? Ребята, как же нам помочь птицам?
(Предположения детей.)
Воспитатель. Не волнуйся, зайчишка. Поможем птицам. С помощью толстой лески и рябинок мы с ребятами сделаем красивую и вкусную кормушку. Ребята, ягоды рябины с ваших тарелочек давайте отдадим зайчику. А я вам приготовила другие рябинки в которых сделала дырочки. Давайте нанижем эти ягодки на леску, получатся бусы, высушим их. А зимой развесим на рябине.
(Дети делают рябиновые бусы. Воспитатель помогает.)
Воспитатель. Вот какие красивые кормушки для птиц у нас получились.
На долгую зиму в детском саду
Мы заготовили птицам еду.
Прилетайте, птицы,
В детский сад кормится.
Приложение 2
Упражнение «Птички и птенчики»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
Описание: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
Правила: птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».
Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.
Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».
Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.
Экскурсия на площадку ДК «Мелиоратор»
Рябинушка…