Лариса Кичигина
Проект по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников «Волшебная бусина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебная бусина» развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Проект: долгосрочный, творческий подгрупповой.
Сроки реализации: 1.10. 2013 по 25.05.2014.
Актуальность: О важности развития мелкой моторики руки у ребенка знают педагоги и воспитатели. Давно установлена связь между прогрессированием мелкой моторики рук и умственным развитием, что позволяет формировать речевую деятельность детей. А также позволяет затронуть такие стороны как
Стимулирование зрительное и слуховое восприятия;
Обогащение словарного запаса;
Тренировка тонких движений пальцев рук;
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников „Волшебная бусина“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
развитие творческих способностей;
Развитие памяти и связной речь;
Формированию координации движений пальцев и кистей рук;
Развитие навыков ручной умелости.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.
Цели и задачи:
Развития правильного захвата щепоти.
Развитие согласованных движений обоих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, молний, пуговиц.
Развитие осязания.
Развитие мышления и воображения.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.
Ожидаемый результат: С помощью данных упражнений мы развивали чувствительность пальцев, мелкую моторику, тактильную чувствительность, сложнокоординируемые движения пальцев и кистей рук, а также простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Все это позволило нам сформировать:
1. Навыки самообслуживания: приема пищи (правильно держать ложку, гигиены тела (вытирать нос и т. п., одевания и раздевания.
2. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению карандашом:
• развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
• произвольное внимание;
• логическое мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• память, речь детей;
• умение действовать по словесным инструкциям.
Этапы работы:
• Составила правила безопасности при работе с бусиной.
1. Работа с бусиной только за столом.
2. Работа проводиться с малой подгруппой из 4-6 детей.
3. У каждого ребенка личный поднос - только с одной бусиной (добавление бусин происходит после того, как первая нанизана на проволоку).
4. При падении бусины на пол – необходимо сразу её поднять.
5. После выполнении работы прибрать место вместе с ребенком (для контроля, что бы бусины не остались в руке у ребенка).
• Подобрала и придумала упражнения с бусиной.
Упражнения с бусиной.
«Колобок» - Катание бусины круговыми движениями в разных направлениях.
«Вперед – назад» - Катание бусины в определенных направлениях вперед – назад, влево – вправо.
«Фокус» - Передаем бусину из руки в руку, при сигнале СТОП прячем бусину в кулак. Сосед или ведущий угадывает, в какой руке бусина.
«Футбол» - Перекатываем на столе бусину одной рукой, другая ловит.
«Гол» - Перекатываем бусину на столе из рук в руки через воротца.
«Препятствия» - Перекатываем бусину вокруг выложенных препятствий (можно маленькие киндер игрушки, при этом стараемся их не задевать.
«Гости» - Поочередно одна рука, потом другая. Большим и указательным пальцем одной руки предаем бусину в другую при этом удерживаем бусину всегда большим пальцем в добавлении с указательным, безымянным, средним и мизинцем.
«Катание бусины» - Держим большим и указательным пальцем бусину при этом выполняем круговые движения.
«Поднимаем груз» - Поднимаем бусину двумя параллельными пальчиками обеих рук - можно перекладывать из емкости в емкость.
«Весы» - две ладошки сформированы чашечками и прижаты друг к другу – поочередно перекатываем бусину из одной руки в другую.
«Ножницы» - поднимаем бусину, поочередно зажав её двумя соседними пальцами - можно перекладывать из емкости в емкость.
«Труба» - Обе ладошки сжаты таким образом. Большой палец формирует кольцо с указательным, остальные пальчики прижаты друг к другу. Бусина кладется в середину и поочередно проходит через образовавшийся туннель – меняя ладошки по очереди местами.
Нанизывание бусины на мягкую проволоку.
1. Поэтапное нанизывание бусины. (Учебное)
Бусина, находиться в удобной (для ребенка) руке, проволока в другой.
Обращаем внимание: на правильный зажим щёпоти (тремя пальцами); руки не должны лежать на столе; бусина находиться в руке не прижимаясь к телу ребенка.
2. Чередование при нанизывании бусин.
Бусины нанизываются чередуясь: «Большие, маленькие», «По цвету», «По форме» и т. п. - усложняя с отсчетом (в индивидуальном порядке).
3. Составление мини композиций.
Гусеницы. Бусы для мамы и т. п.
• Выстроила структуру проведения занятий.
1. Начальный этап. Подготовительный.
Рассаживание детей за круглый стол и раздача подносов без бусин.
Повторение правил работы с бусиной.
Время - 1 минута.
2. Повторный этап. Повторение или заучивание упражнений с бусиной.
Раздача по одной бусине каждому ребенку. Выполнение упражнений.
Время - 7-10 минут.
3. Завершающий этап. Работа с пластиковой нитью.
Нанизывание бусин в определенном чередовании. И уборка своего места.
Время - 3-5 минут или в зависимости от желания детей.
Подготовила таблицы усвоения навыков и упражнений с бусиной.
Таблица приобретенных навыков
Ф. И. Р. Расстегивание и застегивание пуговиц Застегивание обуви Застегивание молнии Манипуляции носовым платком Манипуляции с одеждой (выворачивает) Правильный захват карандаша Правильно держит ложку Тактильные ощущения: Мягко,шероховато,гладко
Таблица учета освоения упражнений с бусиной
Ф. И. Р. Колобок Вперед-Назад Фокус Футбол Гол Препятствия Гости Катание бусины Поднимаем груз Весы Ножницы Труба Нанизывание бусин Правильный захват щепоти