Ольга Селифонова
Проект «Волшебная шкатулка народных промыслов России» в подготовительной группе
Проект «Волшебная шкатулка народных промыслов России»
Без корня и полынь не растет.
Незнание своей родословной
– это не уважение к своим корням.
Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности.
А. С. Пушкин
Тип проекта : Познавательно – творческий
Публикация «Проект „Волшебная шкатулка народных промыслов России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность: январь – апрель 2024 г.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, народным творчеством. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с народными промыслами России (гжель, дымка, хохлома)
Задачи
1. Расширять представление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки
2. Знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Планируемые результаты:
• Развитие мелкой моторики и координации движений.
• Обогащение словарного запаса и развитие речи.
• Расширение кругозора и знаний о русской культуре.
• Формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного.
• Развитие воображения, фантазии и творческого мышления.
• Умение работать в коллективе и сочувствовать другим.
• Повышение самооценки и уверенности в себе.
Основные этапы проекта.
I этап проекта – Подготовительный :
Разработка проекта : выбор темы, постановка цели, составление плана деятельности по её достижению; работа с детьми, для стимулирования познавательной активности (беседы, просмотр видео, игры, привлечение к проектной деятельности родителей воспитанников, педагогов ДОУ (консультации).
II этап – Основной:
Сбор, накопление материала, подборка методов и вспомогательных материалов. Реализация проекта.
III этап – Заключительный:
Подведение итогов проекта.
I этап проекта – Подготовительный
- изучение литературы.
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта;
- разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – Основной
План по реализации проекта
«Волшебная шкатулка народных промыслов России»
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Январь Беседа: «Как появились народные промыслы в России?»
Просмотр презентации «Народные промыслы России. Дымка»
Проведение дидактических игр «Лото», «Собери пазлы», «Назови и расскажи», «Отгадай по описанию»
Художественно-творческая деятельность детей (рисование элементов росписи различных народных промыслов)
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Анкетирование родителей на тему «Что такое народные промыслы»
Литература по теме, энциклопедия, настольные игры, фотографии и иллюстрации по теме
Февраль Беседа «Знакомство с дымковской игрушкой»
Дидактическая игра «Угадай роспись по элементу узора»
Лепка из соленого теста «Дымковские лошадки»
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Красная девица»,
А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись» «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»
Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»;
Создание в группе уголка «Народные промыслы».
Март Дидактическая игра «Кто первый соберёт матрёшку»
Просмотр презентации «Народные промыслы России. Гжель»
Рисование на тему «Сказочная гжель».
Мастер-класс по продуктивной деятельности «Украшение бус элементами росписи народных промыслов Голубая гжель» «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно- прикладного искусства»
Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.
Апрель Беседа «Что такое Хохлома?»
Просмотр презентации «Народные промыслы России. Хохлома»
Рисуем на тему «Золотая хохлома».
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Выставка творческих работ «Волшебная шкатулка» с элементами народных промыслов России» Анкетирование родителей
по итогам проекта Создание в группе уголка «Народные промыслы».
3. Итоговый этап.
Опыт работы с детьми показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Они не только называют предметы быта старины, но и понимают их назначение, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
Знакомство с народными промыслами России является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Это позволяет не только развить определенные навыки, но и привить любовь к русской культуре, воспитать чувство гордости за свою страну.