Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»

Любовь Геннадьевна Беликова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность: краткосрочный.

Участники: дети средней группы (4-5 лет,воспитатель, родители.

Цель: познакомить с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

•Учить выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

•Побуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию.

•Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.

•Развивать логическое мышление при выборе способа действия.

•Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.

•Активизировать словарь ребенка, закрепить пословицы о труде.

•Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

При ознакомлении с магнитом и его свойствами использовались следующие методы и приемы: рассказ, объяснение и указание воспитателя, изучение материалов энциклопедии, беседа, вопросы проблемного характера, экспериментальная деятельность (опыты, фиксирование результатов.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы:

1. Магнит тяжелый, холодный, гладкий, твердый, железный, магнетический.

2. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.

3. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

4. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через картон.

5. Магнит не взаимодействует: с деревом, резиной, стеклом, бумагой, пластмассой, камнями, материалами.

Воспитанница узнала, что магнит – тело, обладающее собственным магнитным полем. Экспериментальным путем осмыслила магнетические свойства магнита, его взаимодействие с металлическими предметами через воду, песок и картон, а также отсутствие взаимодействия магнита с не металлическими предметами и использование его в медицине, технике, быту.

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Практическая значимость работы: расширяется кругозор ребенка. Развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, внимательность. Приобретаются практические навыки работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами. Обогащается словарь ребенка новыми словами.

Объект исследования: магнит.

Предмет: установление взаимосвязи магнита с магнетическими и не магнетическими предметами. Использование магнита в медицине, технике, быту.

Гипотеза: предполагаю, что экспериментальным путем можно узнать, как магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду, песок, картон и не взаимодействует с предметами других качеств.

2. Описание работы.

2.1.Словарь терминов и понятий:

•Магнит – тело, обладающее собственным магнитным полем.

•Магнетические – предметы, которые притягиваются к магниту.

•Не магнетические – предметы, которые не притягиваются к магниту.

•Взаимодействие – притягивание.

•НИИ – научно-исследовательский институт.

•Лаборатория – помещение, где проводят опыты и эксперименты.

•Компас – прибор для определения своего местоположения, сторон света.

•Энциклопедия –«умная книга», которая дает знания обо всем на свете.

«Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.

2.2. Этапы работы.

На улице, во время прогулки, я нашла две «железяки», которые прочно прикрепились друг к другу. Я не смогла их разъединить и попросила Любовь Геннадьевну, свою воспитательницу. Мне стало интересно, почему не все «железяки» так прочно скрепляются между собой без видимых причин. Любовь Геннадьевна сказала, что один из железных или металлических предметов является магнитом. Магнит, это тело, обладающее собственным магнитным полем. Она показала нам энциклопедию (умную книгу, в которой автор описывал магниты и их свойства.

Дома, мама с папой показали мне в интернете, как научные сотрудники в лаборатории НИИ проводят опыты, используя магниты.

Любовь Геннадьевна рассказала нам, что НИИ это научно – исследовательский институт, где ученые решают различные проблемы, проводят эксперименты. Магнит взаимодействует, т. е. притягивает к себе металлические предметы. Она предложила мне обследовать магнит. При помощи детских весов я убедилась, что магнит тяжелый, а на ощупь он оказался холодным, гладким, твердым. Но, чтобы узнать, насколько прочно взаимодействие магнита с предметами, можно провести эксперименты.

2.3. Экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»

Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»

Материал: Стакан с водой, иголка, чайная ложка, емкость, магнит.

Обследовала швейную иголку. Она острая, холодная, твердая, гладкая, блестящая. Опустила иголку в стакан с водой, она опустилась на дно. А как можно достать иголку со дна стакана, не замочив рук? Можно достать при помощи чайной ложки или вылить воду в емкость. Любовь Геннадьевна предложила мне использовать «волшебную» силу магнита и при его помощи я достала иголку со дна стакана, не замочив рук.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.

Опыт №2. «Можно ли найти металлические предметы в песке?»

Материал: Емкость с песком, металлические предметы (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, магнит.

В емкость с песком «спрятались» металлические предметы, я при помощи магнита достала их и сложила на поднос. Магнит водила над поверхностью песка и все, что «спряталось» в песке, словно по волшебству к нему прикрепилось, т. е. примагнитилась.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

Опыт №3.«Фокус со скрепкой и листом картона»

Материал: Лист картона, скрепка, магнит.

Мне Любовь Геннадьевна предложила показать детям фокус со скрепкой. Я взяла скрепку, положила на лист картона, а с обратной стороны стала водить магнитом. Скрепка начала двигаться по всему листу картона. Детям фокус очень понравился.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.

Опыт №4.«С какими еще предметами взаимодействует магнит?»

Материал:Подносы с металлическими предметами (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, гайки, с деревянными кубиками, с резиновыми игрушками, со стеклянными шариками и черепашкой, с бумажными геометрическими фигурами, с пластмассовыми фруктами и овощами, с камнями, с игрушками пальчикового театра из материала.

Я поочередно подносила волшебный магнит к подносам с разными предметами: к подносу с металлическими предметами, к подносу с деревянными кубиками, с резиновыми игрушками, со стеклянными шариками и черепашкой, с бумажными геометрическими фигурами, с пластмассовыми фруктами и овощами, с камнями, с игрушками пальчикового театра из тканевого материала и результаты исследования отмечала в планшете. Напротив предметов, которые взаимодействуют с магнитом, то есть притягиваются, я ставила знак плюс, а напротив предметов, которые не взаимодействуют, то есть не притягиваются к магниту ставила: знак минус. Получился вот такой результат.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами и не взаимодействует с предметами других качеств.

Опыт №5.«Фокус со скрепками»

Материал: Скрепки, магнит.

Любовь Геннадьевна рассказала, что магнитные свойства можно передавать обычному железу. Я попробовала к магниту подвесить скрепку – получилось, к ней поднесла еще одну, оказалось, что верхняя скрепка примагнитила нижнюю. У меня прикрепилось 3 штуки, но если убрать магнит, то все скрепки распадутся.

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

А теперь отгадайте загадку:

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь, дорогу обратно найдешь. (Компас).

Опыт №6.«Самый простой компас»

Материал: Емкости с водой, резиновые перчатки, ватные диски, емкости с растительным маслом, намагниченные иголки.

Наша планета Земля – огромный магнит и на этом основана работа компаса. Я прошу 3 желающих поучаствовать в нашем эксперименте. Садитесь за столы, оденьте резиновые перчатки. Ватными дисками смажьте намагниченную иголку растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды в емкости на столе. Иголка не просто будет плавать, но и развернется в определенном направлении. Она всегда будет так поворачиваться – на север.

Вывод: Намагниченная иголка всегда разворачивается на север.

2.4. Использование магнита в медицине, технике, быту, группе

Магнитные приборы используют в медицине для лечения и диагностики больных. Вот несколько примеров: магнитные налокотники, повязки, даже гантели.

Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах. На мельницах Магниты используются: в наушниках, телефонной трубке, телевизоре, компьютере, магнитофоне, даже пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания, [2, стр. 45].

В быту также используют магниты, например, для поддержки штор или на холодильник прикрепляют магниты с гербом города, знаком зодиака, рекламные, фото.

В группе нам магниты помогают поддерживать картины, мы выкладываем из них цифры, узоры. Есть магнитный конструктор, азбука. Магнитные игрушки встречаются и в киндер – сюрпризах.

2.5. Пословицы о труде

Сегодня мы хорошо потрудились, много провели экспериментов. А какие пословицы вы знаете о труде?

•«Глаза страшатся, а руки делают».

•«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

3. Заключение

После проделанной работы я могу с уверенностью утверждать, что магнит взаимодействует с металлическими предметами (деталями металлического конструктора, гвоздиками, скрепками, шурупами, болтиками, гайками) через воду, песок и картон. Со всеми остальными предметами, которые имеют другие качества (дерево, резина, стекло, бумага, пластмасса, камни, тканевый материал,магнит не взаимодействует, то есть не притягивает к себе. Тем самым я нашла подтверждение своей гипотезе.

Экспериментальным путем я доказала, что магнитное поле можно создать искусственно (фокус со скрепками).

Самый простой компас можно изготовить самостоятельно, используя намагниченную, смазанную растительным маслом иголку и емкость с водой. Иголка всегда будет поворачиваться на север.

Познакомила вас, как магнит используется в медицине, технике, быту и в нашей группе.

4. Список литературы:

1. Волина В. В., Маклаков К. В., «Естествознание» / Издательство АРД ЛТД – 1998 год. Екатеринбург.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. ,«Детское экспериментирование»/ Педагогическое общество России. Москва 2003 год.

3. Савенков А. И. ,«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2007 год.

Публикации по теме:

Проект «Ах да русский валенок!» (видео) Тип проекта: творческо-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,.

Информационно-исследовательский проект в средней группе «Молоко и молочные продукты» Тип: информационно – исследовательский Участники: воспитатель, дети средней группы, родители Масштаб: краткосрочный (3 месяца) Проблема:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 15:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки