Елена Нунукина
Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире. Информационно-творческий проект «Волшебница бумага»
Проект «Волшебница - бумага»
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Вид проекта : творческо-информационный.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, Информационно-творческий проект „Волшебница бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Место проведения: МБДОУ№ 53 «Дюймовочка» Старшая логопедическая группа.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2013 года - май 2014 года)
Руководитель проекта : воспитатель старшей логопедической группы Нунукина Е. Г.
Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности. Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире.
Из наблюдений в повседневной жизни ДОУ мы видим, что интерес к аппликации проявляется у детей уже начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем - приобретает более устойчивый характер. Получить более точные сведения о том, какие знания об аппликации имеются у детей, что вызывает наибольший интерес, что доступно для пользования помогло анкетирование родителей, диагностирование и опрос детей. Анализ выявленных представлений об аппликации показал их частичное или полное отсутствие представлений о ее видах и способов работы с бумагой.
Проанализировав, я пришла к выводу о том, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к аппликации, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Цели проекта :
1. Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.
2. Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации.
3. Разработка дидактического материала, оказывающего развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей 5-6 лет элементарные представления о бумаге.
2. Расширять знания о значении бумаги в жизни человека.
3. Развивать у детей познавательную активность и психические процессы. Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.
4. Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
5. Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, величина, фактура)
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Активизировать и обогащать словарь детей.
8. Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации.
9. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.
Предполагаемый результат :
Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;
различать виды бумаги; овладеть техническими навыками работы с бумагой;
Развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.
Роль родителей в реализации проекта :
Консультации:
«Искусство аппликации», «Развитие тонких движений рук»
Родительское собрание:
«Развитие творчества у детей»
Развлечение:
КВН, Викторина «что я знаю о бумаге»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
– сентябрь - октябрь
Анкетирование и опрос родителей и детей
Составление перспективного плана работы по реализации проекта
Разработка критериев оценивания умений и навыков детей
Основной этап
– ноябрь – апрель
Планирование работы
Формирование тем для занятий
Диагностика детей
Заключительный этап
- май
Выставки детских работ
Выставки совместных работ детей и родителей - домашнее задание детям и родителям (подбор материала, изготовление альбома,изготовление поделки из бумаги).
Фото – выставки «Талантливые ручки»
Итог кружковой работы «Волшебные полосочки»
Продукт проектной деятельности
Дидактические игры, фотографии занятий, работы детей.