Елена Глушецкая
Проект «Волшебники из страны Рисования (цвет, линия, форма, колорит, композиция) и их помощники (изобразительные средства)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: реализовать педагогические условия, способствующих освоению детьми старшего дошкольного возраста живописных средств художественной выразительности в рисунке
Задачи проекта:
1. Способствовать развитию художественного восприятия детей (рассматривание иллюстраций, посещение художественных выставок, наблюдение в природе и др.)
2. Развивать художественно-изобразительные способности детей (умение создавать художественно-выразительный образ, самостоятельно выбирать живописные средства, экспериментировать с ним при создании образа).
Публикация «Проект „Волшебники из страны Рисования (цвет, линия, форма, колорит, композиция) и их помощники (изобразительные средства)“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
3. Формировать замысел в рисунках дошкольников, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.
4. Использовать в процессе работы все живописные средства художественной выразительности (форму, цвет, композицию, колорит изобразительные средства и др.)
5. Обучить детей старшего дошкольного возраста элементам языка изобразительного искусства.
6. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Проект состоит из 3х этапов: подготовительного, основного и заключительного.
1 ЭТАП
«ЗНАКОМСТВО С ВОЛШЕБНИКАМИ СТРАНЫ РИСОВАНИЯ»
Цель: дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства, о живописных средствах художественной выразительности;
1. Рассматривание репродукций картин на «Полочке искусства» осенью: И. Левитан «Золотая осень», Ф. А. Васнецова «Перед дождём», И. Э. Грабаря «Рябинка»; зимой: А. Саврасова «Зимний пейзаж», И. Шишкина «Зима»; весной: И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Весенний день».
2. Наблюдения на прогулке за деревьями, цветами и т. д.
3. Чтение сказок о цветах, художниках; использование художественного слова (загадки, стихотворения)
4. Посещение художественных выставок «Времена года в творчестве художников»;
5. Экскурсия в художественную школу на фотовыставку «Краса земная», посвященная 75-летию со дня рождения В. А. Собровина.
6. Путешествие в страну красок.
7. Дидактические игры «Радуга», «Цветные гномики», «Цветной волчок», «Найди дорожку к домику»
II ЭТАП
«МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»
Цель: формировать замысел в рисунках дошкольников, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа; использовать в процессе работы все живописные средства художественной выразительности (форму, цвет, композицию, колорит изобразительные средства и др.); обучить детей старшего дошкольного возраста элементам языка изобразительного искусства с помощью нетрадиционных техник рисования.
Планирование занятий по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник с детьми старшей группы
Октябрь
Тема: «Ветка рябины» (с натуры) (Рисование пальчиками)
Программное содержание: учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
Оборудование: лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая)
Тема: «Осенний пейзаж» (Рисование по-сырому, выдувание, примакивание кистью)
Программное содержание: закреплять умение рисовать пейзаж разными нетрадиционными техниками (рисование по сырому, выдувание, примакивание кистью, располагать изображение по всему листу, составлять композицию.
Материал и оборудование:репродукции картин (портрет, пейзаж, натюрморт, краски акварельные, кисточка, баночка для воды, краска желтая (гуашь, тонированный альбомный лист (предварительно с детьми).
Тема: «Астры» (с натуры) (Рисование пастелью)
Программное содержание: учить анализировать натуру, выделяя её особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Материал и оборудование: букет осенних цветов (астр, лист бумаги тёмного цвета, пастель.
Тема «Золотая волшебница осень" (Тычкование)
Программное содержание: упражнять детей в рисовании техникой тычкование. Передавать в рисунке красоту осенней природы. Развивать творческие способности, воображение.
Материал и оборудование: листы тонированной бумаги форматом А4, жесткие кисточки, ватные палочки, поролоновые тампоны, гуашь тёплых тонов, салфетки. Осенние иллюстрации.
Ноябрь
Тема: «Ёжики» (тычкование жёсткой кистью)
Программное содержание: закрепить умение пользоваться техниками «тычкование жёсткой кистью», «печать смятой бумагой».
Программное содержание: учить рисовать ёжика тычками без предварительного прорисовывания карандашом. Дополнять изображение подходящими деталями. Материал и оборудование: тонированные листы бумаги А4, иллюстрации с изображением ежей, жёсткие кисти, смятая бумага, набор гуаши, тонкие мягкие кисточки. Салфетки.
Тема: «Осенние листья» (Печать листьями)
Программное содержание: познакомить с техникой печатания листьями. Использовать для создания образа сочетание разных цветов (тёплые тона). Развивать цветовосприятие
Материал и оборудование: листы бумаги (тонированные, гуашь красного, желтого, коричневого, оранжевого, зелёного цветов, осенние листья, салфетки.
Тема: «Первый снег» (монотипия; рисование пальчиками)
Программное содержание: учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Материал и оборудование: лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь, белая гуашь, салфетки, эскизы и иллюстрации.
Декабрь
Тема: «Снежинки» (рисование манкой)
Программное содержание: познакомить детей с техникой рисования манкой (наносить рисунок снежинки кисточкой с клеем, затем посыпать манкой). Развивать чувство композиции, творческие способности
Материал и оборудование: листы тонированной бумаги форматом А4
(тон-тёмный, жесткие кисточки, клей, манка, салфетки, искусственные снежинки – для рассматривания.
Тема: «Зимние узор" (кляксография)
Программное содержание: познакомить с изобразительной техникой – кляксография. Развивать воображение, творческие способности детей.
Материал и оборудование: тёмно-синяя, фиолетовая тушь, листы бумаги (20х20см, пластмассовая ложечка, гуашь, простой карандаш.
Тема:«Зимний пейзаж» (черно-белый граттаж)
Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой «граттаж», учить рисовать острой палочкой (зубочистка или вязальная спица)
Закреплять умение рисовать пейзаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Материал и оборудование: иллюстрации с зимними пейзажами, лист плотной бумаги покрытой парафином и тушью, острая палочка (зубочистка)
Январь
Тема: «Зимняя ночь» (чёрно-белый граттаж)
Программное содержание:познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Материал и оборудование: лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисточки, заострённые палочки, эскизы, иллюстрации
Тема: «Филин» (тычок полусухой жёсткой кистью).
Программное содержание: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами
Материал и оборудование: бумага формата А3, уголь, жёсткие и мягкие кисти, черная гуашь, иллюстрации и эскизы.
Тема: «Зимний лес» (печать по трафарету, рисование пальчиками) Программное содержание: упражнять в рисовании по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение.
Материал и оборудование: Лист формата А3, верхняя часть тонирована голубым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, иллюстрации.
Февраль
«Белая береза под моим окном» (томпонирование (поролоновый тампон, прорисовка угольком стволов берез).
Программное содержание:Познакомить с приемом рисования зимней и березы поролоновым тампоном. Вызвать интерес к рисованию. Развивать творчество. Материал и оборудование: Лист бумаги форматом А4, тонированный (сине-голубой, сине-сиреневый, гуашь белая, голубая, поролоновые тампоны, салфетки. Угольки.
Тема: «Пингвины на льдине»
Программное содержание: учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Материал и оборудование: листы формата А3, гуашь, кисти, иллюстрации
Тема:«Снежный лес» (рисование губкой)
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – рисование губкой (поролоном); учить детей рисовать губкой, правильно распределять цвет на рисунке, составлять композицию.
Воспитывать интерес к рисованию, развивать желание использовать все средства выразительности.
Материал и оборудование: Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.
Март
Тема:«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы) (Печать по трафарету, рисование пальчиками)
Программное содержание:Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма. Учить располагать изображения по-разному.
Материал и оборудование: Лист формата А3 (с наклеенными вазами, сложенный вдвое, тонированный, гуашь, кисти, тампоны из поролона, трафареты цветов,
иллюстрации.
Тема: «Подснежники для мамы» (Акварель + восковой мелок)
Программное содержание: учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветков. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
Тема: «Весеннее настроение» (Рисование по мокрому фону)
Программное содержание: закрепить умение рисовать по мокрому фону. Учить смешивать разные краски, переходить от одного цвета к другому. Развивать цветовосприятие, воображение.
Материал и оборудование: листы бумаги для акварели форматом А4, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы.
III ЭТАП
«ВОТ ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ»
1. Оформление выставок детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверушки», «Волшебница зима», «Красочные бабочки».
2. Оформление книг по знакомым стихотворениям для малышей.
3. Коллективное создание картин, декоративных панно для украшения интерьера ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».
4. Выставка-продажа «Вернисаж»