Лилия Бунина
Проект «Воспитание любви к родному городу как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (старшая группа
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский.
Актуальность:
В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма — любви и гордости за свою страну, свой народ. Это связано с тем, что старые идеалы разрушены, а новые еще не сформировались. Кроме того, система образования, ранее являющаяся одним из основных источников формирования чувства гражданственности у подрастающего поколения, на современном этапе не уделяет данному вопросу должного внимания. К сожалению, многие родители также не придают важного значения воспитанию у детей нравственно-патриотических качеств. Многие педагоги, и мы в том числе, стали понимать, что необходимо возрождать незаслуженно разрушенную и забытую систему патриотического воспитания.
Публикация «Проект „Воспитание любви к родному городу как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.
Дошкольный возраст очень важен для патриотического воспитания, т. к. именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности. Осуществлять его надо с того, что окружает ребенка с ранних лет, т. е, с воспитания любви к «малой родине», к семье, к родному городу, в котором он проводит первые годы своей жизни.
Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, проживают в городе Березовском. Перед нами стоит задача познакомить их с его историей, достопримечательностями, предприятиями, его жителями, их профессиями, донести, что каждый житель должен заботиться о своем городе, делать его краше, чище. Также стоит задач вызвать у детей желание свои наблюдения, впечатления воплотить в продуктивной деятельности.
Работа по воспитанию по воспитанию патриотических чувств более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Недаром в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно— близких людей.
Тема проекта «Ознакомление детй с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Вид проекта : групповой, творческий.
Длительность проекта : годовой.
Цель проекта : расширять и уточнять знания детей о родном городе, местных достопримечательностях, воспитывать чувство любви и привязанности к своей малой родине.
Задачи проекта :
1). Способствовать формированию у детей интереса к истории родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, с его жителями и их профессиями.
2). Закреплять и расширять знания детей о родном городе, закреплять умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение.
3). Развивать бережное отношение к родному городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
4). Упражнять детей ориентироваться на карте города.
5). Показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия.
6). Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.
7). Развивать умение в продуктивной деятельности.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта : экскурсии, занятия, беседы, игры, выставки, консультации для родителей.
Методы и приемы работы.
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения.
Объяснения воспитателя в сочетании с показом.
Наблюдения детей.
Беседы о родном городе и Родине.
Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Использование иллюстраций, фотографий.
Обогащение и стимуляция детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Предполагаемый результат проекта :
1).Знания об истории возникновения родного города, об основных предприятиях и профессиях.
2).Владение навыками продуктивной деятельности.
3).Знания о достопримечательностях, социальных объектах.
4).Формирование любви к родному городу, чувство гордости за людей — жителей нашего города.
5).Бережное отношение к ближайшему окружению (природе, достопримечательностям).
Разработка проекта.
1. Составить перспективный план мероприятий.
2. Создать предметно-развивающую среду : разработать конспекты занятий, подобрать дидактические игры, иллюстративный и художественный материал по теме, атрибуты для игр, разработать тематику и маршруты экскурсий и целевых прогулок.
3. Провести анкетирование родителей.
4. Подобрать материал для продуктивных выставок.
5. Организовать фотовыставки, выставки рисунков, поделок.
6. Провести начальную и итоговую диагностику детей.
7. Организовать экскурсии и прогулки к достопримечательностям города.
8. Создать альбом «Мой любимый город».
9. Создать макет «Центральная площадь города».
10. Организовать встречу с березовской поэтессой В. Миньковой.
Презентация: представление проекта на городском методическом объединении, создание слайд-шоу.
Итоги реализации проекта :
1. Создана система по ознакомлению детей с родным городом.
2. Проведены занятия и беседы с детьми, на которых дети познакомились с историей родного города, его символикой, названиями улиц, достопримечательностями, а также с профессиями жителей города.
3. Проведено ряд экскурсий и прогулок, на которых дети познакомились с достопримечательностями города, социальными объектами, наблюдали за транспортом, жителями, прослеживали красоту природы в разное время года.
4. Организованы выставки детских работ и работ совместно с родителями, фотовыставки.
5. Создана предметно-развивающая среда : разработаны конспекты занятий, маршруты экскурсий и прогулок, подобраны и изготовлены дидактические игры и атрибуты для игр; подобрана художественная литература: стихи, рассказы, сказки, создана картотека пословиц и поговорок, загадок.
6. Создан альбом «Мой любимый город».
7. Для родителей изготовлена агитационная информация: консультации, памятки, рекомендации.
8. Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности.
Приложения:
Конспекты занятий с детьми.
Беседы.
Анкеты.
Диагностика.
Консультации для родителей.
Дидактические игры.
Картотека стихов.
Картотека пословиц и поговорок.
Картотека загадок.
Фотографии.
Список литературы.
1. В. Чворо. Город угля и молодости.
2. Литературно-художественный альманах «Березовские мелодии».
3. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.
4. Г. И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание.
5. Система патриотического воспитания в ДОУ. Авторы-составители Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова.
6. В. Минькова. Приезжайте в гости к нам.
7. В. Минькова. Возле нашего крыльца.
8. Л. А. Кондрыкина С чего начинается Родина?
9. Материалы интернет-сайтов.
Выводы.
1. Дети получили большой объем ознакомительных сведений о родном городе, его достопримечательностях, истории, расположении, названии улиц, предприятий.
2. Большое влияние на воспитание любви к родному городу оказали занятия, беседы, экскурсии, где дети могли наблюдать за жизнью города, работе его жителей, транспорта, изменениях, происходящих в городе в разное время года.
3. Данное направление оказало большое влияние на воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
4. Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств в каждом ребенке, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.
5. Свои знания, впечатления дети воплотили в своих работах по изодеятельности, в создании поделок, организации фотовыставок, альбомов, выставок творческих работ, герба своей семьи, организации мини-музея в группе.
6. Родители смогли проявить себя как партнеры и активные участники, тем самым показывая детям пример и заинтересованность в таком важном деле, как воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.