Валентина Голубева
Проект «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!
Буду все время постоянно следить за тобой… Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путём я разучусь говорить неправильно.
К. Станиславский.
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К. Д. Ушинский.
Публикация «Проект „Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Проект «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ»
Вид проекта : Среднесрочный, групповой, детско-родительский, для детей старшего возраста.
Актуальность темы:
Термин «Культура речи» относится к сфере языковедению. С позиции современного языковедения включает владениями нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Цель проекта : Развитие звуковой культуры речи с учётом требований, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.
Задачи проекта :
-обучение детей свободно владеть навыками и механизмами речи;
- быстро включаться в диалог;
- развитие оперативной памяти;
- обучение языковой правильности речи, соответствие литературной норме (произносительная, словоупотребление, в образовании и использовании грамматических и морфологических норм и правописании);
- развивать содержательность и логичность речи;
- формировать точность, ясность речи;
- совершенствовать выразительность речи (интонация, паузы, тон и тембр речи).
Предполагаемый результат:
Общий культурный уровень человека можно определить по выбору им средств интонаций и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то не имеет трудностей при восприятии и воспроизведении речи.
Работа над проектом :
Первый этап подготовительный.
- проведения мониторинга и выявления недостатков в звукопроизношении;
- подбор необходимых материалов: картотеки стихов, чистоговорок, загадок, скороговорок, потешки, игры на развитие общих речевых навыков;
- иллюстративный материал: картинки, художественная литература;
- игрушки и предметы.
Цель: составление перспективного плана на год вперёд.
На первом этапе был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, воспитатели и родители.
Проведение беседы:
- правильное дыхание. Что такое звук? Речевые и не речевые звуки (звуки вокруг нас, звуки природы). Сказка о весёлом язычке. Гласные и согласные (сравнение).
Второй этап.
Цель: Познакомить детей с понятием «звук», развитие физиологического и фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза. Воспитание у детей интереса к правильному произношению звуков. Вовлечение родителей в непосредственно образовательный процесс работы над звуками.
Второй этап – это реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по 3-м направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители. С детьми проводились занятия по проекту и индивидуальная работа.
Работа над звуком начиналась с обследования речи, выявлении речевых недостатков. Составлялся перспективный план работы, отбирается необходимый материал: картотеки чистоговорок, стихов, загадок, потешек, скороговорок, игры на развитие общих речевых навыков. Также подготавливается иллюстративный материал, предметы, игрушки и художественная литература. Организуется работа, которая включает в себя: консультации для родителей, информационные стенд, на них вывешивались домашние задания на заданный звук. На родительских собраниях была поставлена цель проекта, актуальность темы, важность проводимой работы по воспитанию ЗКР у детей в ДОУ. Вся работа по проекту строилась в совместной деятельности с другими образовательными областями:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
- Звуки природы;
- Речевые и не речевые звуки (звуки вокруг нас);
- конструирование (домик для собачки, оригами)
Художественное творчество, музыка, физическая культура.
- Птицы, животные (домашние и дикие);
- Гуси-гуси-га-га-га, собачки (дети изображают в танце, песнях движения и звуки животных);
- Фонетическая зарядка, игры малой подвижности с использованием речи.
1. Мероприятия по реализации проекта :
- Досуг «Путешествие в страну знаний»
- Показ сказок: «Теремок», «Репка» (совместно с музыкальным руководителем);
2. Оснащение предметно-развивающей среды.
- изготовление картотек: игры на развитие фонематического слуха, задания на звуки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика; игры на дифференциацию звуков, гласные и согласные;
- подбор художественной литературы: «Кто сказал мяу», «Как я научился говорить букву (Р)», «Сказка о глупом мышонке» и. т. д. ;
- подбор игрового материала: д. и. «Где спрятался звук», «Звуковое домино», «Гласные и согласные»;
- иллюстративный материал: домашние и дикие животные, времена года, перелётные и зимующие птицы, насекомые.
3. Работа с родителями.
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- Информационные стенды по ЗКР;
- Домашние задания, выучить: стихотворение, чистоговорки, арт. гимнастику, упражнение на заданный звук.
Литература:
1. Аграмович З. Е. Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
3. Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков» Изд. Каро. Спб. 2006.
4. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В.»Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» Спб. Союз. 2004.
5. Парамонова Л. Г. «Ваш ребёнок на пороге школы» Спб. Коро 2005.
6. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика»Спб. Коро. 2006.
7. Пожиленко Е. А. 2Волшебный мир звуков» Москва. Владос. 2003.
8. Ундзенкова А. В., Колтыгина Л. С. «Звукарик» Екатеренбург. 2005.
9. Успенский М. Б. Успенская Л. П. «Правильно, складно, красиво учимся говорить» Спб. Спец. Лит. 1997.
10. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» Спб. Изд. «Акцидент» 1997.
11. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва. «Просвещение» 1988.