Светлана Хорошилова
Проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Дети не запоминают последовательность времен года,
путают очередность, не могут устанавливать причинно-следственные связи
взаимозависимость и последовательность явлений природы.
Особенности проекта :
по составу участников: детско-взрослый;
по виду: познавательный;
по типу: познавательно-творческий;
по сроку реализации: долгосрочный;
Участники проекта :
дети;
воспитатели;
специалисты ДОУ;
Публикация «Проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
родители;
Актуальность:
Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу,
которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с
малых лет.
Цель проекта :
Развитие познавательной деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году.
Задачи проекта :
• уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
• развивать связную речь, ее выразительность;
• учить правильному и бережному отношению к природе;
• увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
Интеграция ОО по задачам и содержанию:
«Познание» - формирование элементарных представлений о времени, его
периодичности; закреплять умение обобщать представления о временах
года.
«Коммуникация» - совершенствование речи как средства общения; совершенствовать диалогические и монологические формы речи.
«Чтение художественной литературы» - развивать интерес к художественной литературе; пополнить литературный багаж детей о временах года; знакомить с иллюстрациями известных художников.
«Здоровье» - Формировать у детей интерес к спорту, к физическим упражнениям в любое время года.
«Физическая культура» - формировать привычку сохранять осанку в различных видах деятельности.
«Музыка» - обогащение музыкальных впечатлений детей, слушая мелодии
разного характера.
«Безопасность» - уточнять и расширять представления детей о явлениях природы в разные времена года, знакомя с правилами поведения человека в этих условиях.
«Художественное творчество» - развивать умение творчески и активно применять раннее усвоенные способы изображения в рисовании, используя разные наборы материалов.
«Труд» - воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к природе, привлекать к труду во все времена года.
«Социализация» - формировать игровые навыки.
Деятельность воспитателей
• подготовка методических и дидактических материалов;
• проведение интересных занятий
• организация выставок;
• отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
• Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.
Деятельность детей
• участи в различных конкурсах, беседах;
• заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок;
• рисование по теме прочитанных произведений;
• участие в развлечениях.
Деятельность родителей
• оказание помощи в оформлении стенда «Времена года»;
• рисование с детьми сюжетов «Времена года»;
• пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;
• оформление выставок;
• изготовление костюмов к развлечению;
Специалисты
• музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара
для прослушивания;
• инструктор по физической культуре: подбор игр на разные времена
года;
Ожидаемые результаты данной деятельности:
• повышение интереса детей к природе и природным явлениям;
• позитивные изменения в речи детей;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• совершенствование личностных качеств;
• изготовление поделок «Дары осени», «Елочка-красавица»;
• изготовление альбома «Времена года»;
• тематическая выставка детских работ;
«Дары осени», «Зимушка-зима», «Весна идет», «Ах, лето».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта
Комплексный
Тип проекта Смешанный (информационный,
познавательный, игровой).
Длительность
проекта
Долгосрочный
Срок реализации
проекта
С сентября 2012г. по август 2013г.
Участники проекта
Дети старшей логопедической группы,
воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Продукты проектной деятельности - альбом «Времена года»;
- выставка «Что нам осень принесла»;
- выставка «Елочка-красавица»;
- рисунки детей;
- рисунки родителей к альбому «Времена года»;
- изготовление кормушек для птиц;
Итоговое мероприятие КВН «Четыре времени года» с участием родителей и детей.
Этапы проекта :
Подготовительный:
• анкетирование родителей по теме, обработка данных;
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным
материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме
«Времена года»;
• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;
• разработка конспектов;
• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;
Основной:
• создание папки передвижки «Времена года»;
• наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• создание папки передвижки «Времена года»;
• наблюдение за объектами и явлениями природы;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
• экскурсии и целевые прогулки;
• прослушивание музыкальных композиций;
Итоговый:
• КВН, создание презентации «Времена года».
Перспективный план долгосрочного проекта
Сентябрь-ноябрь
Вводная беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».
Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина,
И. Левитана, К. Коровина.
Экскурсия в осенний парк.
Собирание засушивания листьев и для гербария.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
Заучивания стихотворений: В. Степанова «Осень», А. Н Плещеева «Листопад», «»Осень наступила…».
Дидактические игры: «С какого дерева листочек».
«Скажи иначе», «Узнай на вкус», «Скажи наоборот»,
«Эхо», «Да или нет?».
Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь»
из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень».
Изобразительное искусство по теме: «Деревья осенью»,
«Деревья в нашем парке», «Дары осени», «Осенние листья»
Развлечения на группе….
Взаимодействие с семьей:
Привлечь к изготовлению костюмов к развлечению.
Изготовление поделок к выставке «Что нам осень принесла».
Нарисовать рисунок «Осень».
Декабрь-февраль
Экскурсия в зимний парк.
Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»
И. Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Зима».
Чтение художественной литературы Г. Скребицкий
«На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память»,
И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка
«Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза»,
по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».
Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает»,
С. Есенин «Береза», И. Никитин «Встреча зимы».
Дидактические игры «Как звери в лесу зимуют?»,
«Чей, чья, чье, чьи?».
Прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь»,
В. Шаинский «Снежинки»
Изобразительная деятельность: рисование «Зимушка-зима»,
«Зима в лесу», «Зимнее развлечение», «Снежинки».
Аппликация «Снеговик».
Взаимодействие с семьей:
Привлечь к украшению группы к Новому году.
Изготовлению костюмов.
Нарисовать картину «Зима».
Выставка «Елочка-красавица».
Разучивание стихов с детьми о зиме.
Изготовление кормушек.
Март-май
Беседа на тему «Весна».
Экскурсия в весенний парк.
Дидактическая игра «Времена года».
Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.
Разучивание стихов Ф. Тютчев «Весна», А. Плещеев «Весна».
С. Маршак «Весенняя песенка», И. Токмакова «Весна».
Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой
луг», К. Ушинский «Ласточка», Русск. народная сказка
«Снегурочка».
Рассматривания фотографий, открыток.
Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
Изобразительная деятельность: «Весна идет»,
«Весеннее небо», «Зеленый май».
Взаимодействие с семьей.
Привлечь родителей к оформлению альбома «Времена года».
Привлечь к подбору бросового и природного материала.
Привлечь к высадке цветов на участке.
Июнь-август
Игра «Когда это бывает?».
Разучивание песен о лете.
Экскурсия в летний парк.
Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года».
Беседа «Как я отдыхал летом».
Изготовление поделок и природного и бросового материала.
Изобразительная деятельность: «Лето-красное пришло»,
«Цветы луговые», «Я рисую море», «Веселое лето».
Дидактические игры: «Испорченный телефон», «Бывает – не бывает»
Список литературы:
Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»
Москва: Гном и Д. 2004г.
Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
М, 2004г.
Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам.
Книга -1-2. Москва 2007г.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы.
Санкт-Петербург «детство-Пресс» 2001г.