Наталья Черникова
Проект «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : обеспечение благоприятных условий, способствующих предупреждению эмоционального неблагополучия детей;
повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка
Объект:. дети младшего дошкольного возраста
Предмет исследования: психическая адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
Опытно-экспериментальная база: 15 детей раннего возраста (2-3 года)
Гипотеза: психическая адаптация ребенка 2-3 лет к условиям ДОУ определяется комфортным психоэмоциональным состоянием ребёнка.
Публикация «Проект „Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия“» размещена в разделах
Задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
2. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снижение уровня тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:
проведение занятий специальной направленности;
тематическая игровая деятельность;
организационные, ознакомительные, развивающие игры;
выявление наиболее зрелых психических функций у детей экспериментальной группы.
Принципы работы:
- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.
Новизна: представлена программа психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Наряду с правильно организованным психолого-педагогическим процессом ведется углублённая работа по профилактике эмоционального неблагополучия детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы психологом и педагогами в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Психологическая атмосфера создаё тся воспитателем при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение чувства уверенности ребёнка.
2. Включённость родителей в подготовку и проведение занятий.
3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
2. Сформированность психолого-педагогических знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ»
1
Вводное занятие. Знакомство родителей и детей друг с другом, с детским садом, группой, воспитателем.
Экскурсия по детскому саду.
Знакомство с программой работы «Материнской школы».
Анкетирование «Знакомство с семьёй».
Знакомство с детьми, воспитателем.
Игры: «Давайте познакомимся!», «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками» /создать положительный настрой на совместную игру/
2
Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка»
Игры с надувными шарами «Послушный мяч» /обучать бросанию мяча/
Чтение потешки «Сорока-сорока» /учить воспроизводить доступные звукосочетания слова текста/
3
Ребёнок в мире вещей. «Значение предметной деятельности ребёнка для его психического развития»
Знакомство с «Программой развития в детском саду»
Игры: «Найдём игрушку», «Выбери игрушку» /приучать ориентироваться в пространстве/
Чтение стих-я А. Барто «Уронили мишку на пол»
4
Ребёнок в мире людей.
Развитие общения ребёнка со сверстниками и взрослыми
«Кто это?», «Вот я!», «Я — ты», «Маме улыбнемся»
/учить строить отношения со взрослыми и сверстниками/
5
Развитие речи ребёнка в предметной деятельности.
Активизация речевой и двигательной активности ребёнка.
«Позови Петрушку»,«Позвони по телефону», игра-драматизация «Курочка Ряба»
/ развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов/
6
Интеллектуальное развитие детей раннего возраста.
Организация развивающей среды дома.
«Соберём колечки», «Соберём пирамидку», «Посади бабочку»
/развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве/
7
Эмоциональное развитие детей.
Значение музыки в эмоциональном развитии детей.
Муз. -дидактическая игра «Да-да-да» /обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма/
8
Физическое развитие детей раннего возраста.
Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний.
«Доползи до игрушки»,«Догони мяч», «Кати мяч в ворота» /развивать двигательную активность детей/
9
Развитие психических процессов у детей.
Диагностика психического развития детей.
Дид. Игра «Большие и маленькие» /учить чередовать предметы по величине, развивать внимание/
10
Итоговое занятие.
Оценка деятельности «Материнской школы»
Развлечение «К мишке в гости» /создать радостное настроение/
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
№
п/п Время проведения Мероприятие Цель
1
июнь
Игры с песком: «Отпечатки», «Найди клад».
Слушание спокой ной музыки: «Утро» (А. Григ, «Мелодия» (Глюк)
Использование метода сказкотерапии ( знакомство со сказками: «Курочка Ряба», «Колобок»)
Помочь избавиться от страхов, застенчивости.
Настроить на положитедьные эмоции.
Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.
2
июль
Игра-развлечение «К куклам в гости».
Психогимнастика «Спящий котёнок».
Игры с крупой «Месим тесто», «Рисование пальчиком на подносе с манкой»
Рисование с использованием нетрадиционных методик (рисование пальчиками «Ягодки»)
Дыхательная гимнастика «Петух», «Часики»
Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
снизить тревогу, агрессию.
Снизить уровень возбуждения,снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Оказывать успокаивающее действие на нервную систему
3
август
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока».
Игры с водой «Ловись рыбка».
Физкультурное развлечение «По следам колобка»
Рисование с использованием нетрадиционных методик (рисование ладошками «Тюльпаны»)
Развивать мелкую моторику рук;
речевую активность.
Затормозить отрицательные эмоции.
Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.
Снять эмоциональное напряжение.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
1
июнь
Родительское собрание с использованием современных образовательных технологий – презентации «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации»
«Адаптация детей к условиям детского сада»
2
июль
Семинар-практикум
Консультация
«Эмоциональное здоровье ребёнка»
«Эмоциональный интеллект ребёнка и его развитие в условиях семейного воспитания»
3
август
Круглый стол
Мини-тренинг с элементами игры
«Игра – самый лучший антистрессовый метод в период адаптации»
«Игры дома для детей в адаптационный период»