Марина Белова
Проект «Экологическая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропинка» «Удивительное рядом»
1 РАЗДЕЛ РЕКВИЗИТЫ ПРОЕКТА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69 «Веточка»
Адрес организации: г. о. Тольятти, ул. А. Матросова, 26
Телефон: 24-61-09
Автор: Белова Марина Витальевна (Воспитатель - эколог. Первая квалификационная категория).
Публикация «Проект „Экологическая тропинка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : - создание условий для формирования экологического сознания детей; - формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
Задачи:
создание учебной экологической тропы для дошкольников;
оказание методической помощи воспитателям детского сада;
получение первичных знаний об объектах экологической тропы.
2 РАЗДЕЛ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование актуальности.
В наше время, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, нельзя не согласиться с тем, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какой она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит не редко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и т. д. Это не только наносит вред природе, но отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Создание экологических тропинок в дошкольном учреждении необходимо для развития у детей интереса к изучению экологии и любви к природе. В настоящее время экскурсии на природу в детском саду проводятся очень редко. Воспитатели мотивируют это тем, что нужно идти далеко, дети дошкольного возраста быстро устают, на пути встречаются автомобильные трассы с большим потоком машин, также крутые подъемы и спуски, что небезопасно.
Поэтому мы считаем, что территория детского сада может стать прекрасным объектом для изучения природы, может многократно использоваться в различных видах деятельности, будь то игра, труд, наблюдение, опыты и т. д. Разнообразие растений на территории детского сада вполне хватает для формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Перечень работ по реализации проекта.
№п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Организационно -методические
1
Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
октябрь
Инициативная группа
2
Составление карты – схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде рисунков-символов разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Для малышей изготовили крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (бабочку, цветок, дерево и т. д., соединили все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они будут идти от одного объекта к другому (См. Приложение № 1).
октябрь
Инициативная группа
3
Выбор «хозяина тропинки» -сказочного персонажа, которые будет детей приглашать в гости и давать им задания
октябрь
Инициативная группа
4
Фотографирование объектов, описание всех точек по схеме, оформление в виде паспорта
октябрь
Инициативная группа
5
Разработка вопросов для диагностических наблюдений за BMP. детьми в группах и на участках сада. (См. Приложение № 2).
декабрь
Зам. зав. по ВМР
6
Подбор и изучение научно-популярной и художественной литературы по теме
декабрь
Зам. зав. по ВМР
7
Консультирование педагогов и координация их деятельности
январь
Зам. зав. по ВМР
8
Участие родителей в целевых прогулках и экскурсиях
посезонно
Воспитатели, родители
9
Участие в акциях
Ноябрь, декабрь, апрель
Воспитатели родители
Практические
1
Перекопка огородов, цветников
Осень весна
Педагоги, родители
2
Приобретение удобрений
Осень, весна
Родители
3
Участие в субботниках по уборке и облагораживанию территории ДОУ
Осень весна
Педагоги, родители
4
Участие в озеленении территории
Весна
Педагоги, родители
5
Заготовка семян и рассады овощных и декоративных культур
Осень весна
Воспитатели родители
6
Завоз песка, лесной земли, бута щебня
В течении года
Зам. зав. По АХЧ, родители
7
Изготовление кормушек и домиков для птиц
Ноябрь, март
Родители, дети, воспитатели
8
Изготовление табличек с рисунками, подготовка стенда и указателей
Ноябрь март
Воспитатели родители
9
Обрезка декоративных и плодово-ягодных кустарников
Октябрь апрель
Зам. зав. По АХЧ, родители
10
Оборудование уголка отдыха
Апрель
Зам. зав. По АХЧ, родители
11
Создание альпийской горки
Апрель
Зам. зав. По АХЧ, родители, педагоги
12
Приобретение новых видов плодово- ягодных кустарников
Апрель
Родители
13
Заготовка корма для птиц
Сентябрь, октябрь
Родители
14
Изготовление и приобретение инвентаря для трудовой деятельности
В течении года
Зам. зав. По АХЧ, родители
Работа на экологической тропе ведется систематически в течение всего года. В зависимости от сезона, состояния объектов, возраста детей, предметами более пристального внимания становятся те или другие объекты («остановки») тропы. Так, «одуванчиковое поле» (золотой луг) как объект наблюдения и исследования используется во всех возрастных группах, но с разным все более сложным содержанием. Если в младших группах это, в основном, любование «золотыми солнышками» соцветий, то в старших ещё и приспособительные особенности одуванчика, как светолюбивого придорожного опыляемого медоносного растения, имеющего лекарственные свойства, «дружба» цветка с ветром, сравнение одуванчика с очень похожим на него растением мать - и - мачеха и т. д.
Формы организации работы с детьми - занятия, ежедневные прогулки, на которых организуются циклы наблюдений, игры, труд детей, целевые прогулки и экскурсии. Если наблюдения на прогулках, в том числе и целевых, организуются с детьми всех возрастных групп, то экскурсии как форма организации работы используются только со средней группы.
По форме занятия очень разнообразны, мы отдаем предпочтение комплексным занятиям. Большой интерес у детей вызывают занятия в форме игр-соревнований, игр-путешествий.
Специально организованные занятия предусматривают вовлечение детей в активную познавательную деятельность путем подбора педагогом интересных и разнообразных методов и приемов, предпочтительно игровых.
Используются:
проблемно - поисковые игры - задания (исследования);
словесно - дидактические игры;
развивающие игры;
игры - драматизации;
решение противоречий;
беседы, рассказы, дискуссии;
моделирование.
С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи, такие как:
Сообщение новых, закрепление, обогащение имеющихся знаний;
Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
Руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;
Воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
Учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
Воспитание эстетических чувств;
Самовоспитание средствами природы;
Воспитание любви к природе, Родине;
Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;
Установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателями и детьми;
Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.
Основное содержание проекта.
Проект включает в себя создание учебной экологической тропы для проведения занятий с дошкольниками во всех возрастных группах ДОУ.
Тропа проходит по территории ДОУ. Длина его около 500 м. На тропе произрастает восемь видов деревьев, десять видов кустарников, порядка двадцати видов трав, мхи.
В травянистом ярусе встречается большое количество насекомых и червей. На тропе оборудован «птичий столб», что дает возможность проводить наблюдения за птицами.
Анализируя карту- схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных участков мы выявили наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек мы выбрали деревья и кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.
Старый пень, покрытый мхами и грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот вещества, «Растения».
Мы выделили участки для овощного огорода и лекарственных растений. Очень привлекательными для детей являются цветники, где формируются первоначальные знания детей о растениях, воспитывается любовь к прекрасному и в то же время цветники являются объектами наблюдений за разнообразными насекомыми.
Одной из видовых точек тропинки является «уголок нетронутой природы». На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. После этого обсуждаем некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются места скопления норок дождевых червей.
В качестве дополнительной точки мы планируем создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте будет закреплен флюгер, позволяющий следит за сменой направления ветра. Здесь же разместим и указатель направления ветра: полосатый мешок- труба из легкого материала с отверстиями с обеих сторон.
Конечно, самой яркой, интересной точкой станет создание альпийской
горки.
Экологическая тропинка позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Объекты экологической тропинки дадут большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием «хозяина» тропинки, для эмоционального развития детей, в частности, формирования чувств близости к природе и сопереживания всему живому.