Приложение МААМ

Проект «Экономическое воспитание дошкольников»

ВИОЛЕТТА МАРДАНОВА
Проект «Экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КРАСНОХОЛМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

Проект

практико – ориентированный

групповой среди детей дошкольного учреждения долгосрочный

«Экономическое воспитание дошкольников»

Заявитель: дети рановозрастной группы

Автор проекта: воспитатель Марданова В. Ю.

Калмиябаш

2018 год

Проект

«Экономическое воспитание дошкольников»

Автор: воспитатель МБДОУ Калмиябашевский д/с «Колокольчик»

Марданова Виолетта Юрьевна

Публикация «Проект „Экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Цели и задачи проекта:

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

- познакомить детей с ведением хозяйства;

-познакомить детей с историей возникновения денег;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Сроки и этапы реализации проекта:

- Подготовительный - сентябрь- ноябрь 2017 год;

- Основной – ноябрь 2017 год – апрель 2018 год;

- Заключительный – май 2018.

Перечень основных мероприятий:

1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

5. Консультации для родителей.

6. Экскурсии в магазин, музей, почту

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Актуальность проекта.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна неразработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Новизна материала.

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Экономическое воспитание дошкольников», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта «Экономическое воспитание дошкольников» позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Целевые группы:

Дети 4-7 лет:

- наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители:

- повышение уровня знаний по теме проекта;

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта. Сроки этапов проекта. Задачи этапов проекта.

I этап - подготовительный (сентябрь 2017- ноябрь 2017 г):

1. Составление поэтапного плана работы проекта;

2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап - основной (ноябрь 2017 г. - апрель 2018г.)

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.

4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».

5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».

8. Организовать экскурсии в магазин, музей, почту

9. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный (май 2018)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка»,

«Аукцион детских работ».

Материально- техническое обеспечение:

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин», «Банк», «Кафе»;

- музыкальный центр;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно- печатные игры;

Программно- методическое обеспечение:

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Перспективный план по реализации проекта:

1. Анализ ресурсного обеспечения проекта, подбор методик: октябрь 2017г.

2. Приобретение дидактических, настольно- печатных игр; аудиокассет; сюжетно- ролевых игр «Кафе», «Банк», «Магазин: ноябрь 2017г. - январь 2018г.

3. Изготовление:

-дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки- передвижки для родителей - в течение всего срока.

Ожидаемые результаты:

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей) ;

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ;

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Экономическое воспитание дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта:

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион детских работ».

Список литературы

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Долгосрочный проект «Дорогою добра» Духовно-нравственное воспитание дошкольников. МБДОУ - №24 г. Майкоп Проект Тема проекта: “Дорогою добра” Паспорт Авторы: Капустина Марина.

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем». Экологическое воспитание дошкольниковКраткосрочный познавательно-исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем». Экологическое воспитание дошкольников Проблема В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» Проект: «Истоки моей Родины» «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – Тебе, все наши помыслы с тобой» М. А. Шолохов В настоящее.

Проект «Я рисую этот мир». Экологическое воспитание дошкольников посредством художественно-эстетического развитияПроект «Я рисую этот мир». Экологическое воспитание дошкольников посредством художественно-эстетического развития Актуальность: Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» МКДОУ детский сад «Сказка» г. Семилуки Воронежской области Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, конспект Спортивно.

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» . ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Экологическое воспитание дошкольников. Проект «2017-Год экологии»Экологическое воспитание дошкольников. Проект «2017-Год экологии» Экологическое воспитание дошкольников 2017 «Год экологии» МКДОУ «Родничок» п. Косино Зуевского района Кировской области Актуальность Проблемы.

Экологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского садаЭкологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников. Экологический проект «Мы — за чистое село!» Работу с родителями считаю приоритетной в своей деятельности и нахожусь в постоянном поиске новых форм взаимодействия с родителями воспитанников.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру Я не буду повторяться об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экономическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 2 марта 2018 в 14:26
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экономическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ВИОЛЕТТА МАРДАНОВА (УИ 870334) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД