Лучший педагог года

Проект «Эта удивительная липа»

Людмила Лихачёва
Проект «Эта удивительная липа»

Проект «Эта удивительная липа»

Тип проекта : творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети средней (разновозрастной) группы "Умка", педагоги, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.

Публикация «Проект „Эта удивительная липа“» размещена в разделах

Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Цель проекта :

формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

Задачи:

Познавательное развитие:

- формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.

Социально-коммуникативное развитие:

- расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.

Речевое развитие:

- продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;

- обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.

Художественно-эстетическое развитие:

- познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.

Участие родителей:

- привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;

- экскурсии родителей с детьми по посёлку;

- подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.

- помощь в оформлении альбомов "Загадки про липку", "Стихи о липе", выставки "Поделки из липы".

Необходимое оборудование:

наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, репродукции картин русских художников, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, предметы из липы.

Прогнозируемый результат:

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.

Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.

Продукт проектной деятельности :

Выставка детских рисунков.

Развлечение "Посиделки под липой".

План реализации проекта.

1этап. Подготовительный.

- Подбор справочной и художественной литературы о липе, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка

- Подбор фольклорного материала о липе:

" Загадки про липку".

- Отбор видеоматериала о липе и предметах, связанных с ней:

м/фильм "Золотая липа", в/фильм "Липа, липушка".

- Работа с художественной и документальной литературой

- Беседа с родителями "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".

2 этап. Основной.

Виды деятельности:

Игровая:

- дидактические игры: "Деревья", "Деревья и леса", "С какого дерева листок?", "Найди листочек липы", "Что делают из липы", "Узнай по описанию", "Отгадай, что это - дерево или куст?", "Запрещающие знаки", "На экологической тропе", "Что можно, что нельзя"(правила поведения в природе и т. д.);

- развивающие игры: "Стань другом природы", " Про растения", "Зеленый город";

- сюжетно-ролевая игра " Прогулки по парку", "Юные лесничии";

- игровые ситуации " В гости к заюшке из лубяной избушки";

- пазлы "Собери картинку" (деревья);

Коммуникативная:

Беседы: "Царевна Липа",

"Дерево лапотное да медовое",

"Цветок неказистый, но очень душистый",

"Зеленый доктор",

"7 фактов о липе".

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);

- рассматривание липового цвета;

- эксперимент " Учимся заваривать липовый чай";

- игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);

- наблюдения "Наша липа";

- экскурсия по посёлку с родителями "Липовая аллея" (парк у сахарного завода).

Восприятие художественной литературы и фольклора:

- чтение произведений из сборника "Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе";

- чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть";

- отгадывание загадок из альбома "Загадки про липку";

- пословицы и поговорки о липе "Дерево лапотное да медовое";

- конкурс чтецов "Славим липу";

- настольный театр "Заюшкина избушка";

- драматизация сказки "Как пчелка Анфиса липку искала";

- просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).

Изобразительная:

- рисование "Деревья на нашем участке";

- выставка "Липа в картинах русских художников" (И. И. Шишкин, Н. С. Крымов, В. Васильев и др.);

- рисование "Липовая аллея" (коллективная работа");

Музыкальная:

- слушание песен о липе ("Липа вековая",

- слушание частушек "Ах, вы лапти-лапоточки" в исп. М. Мордасовой;

- хороводная игра "Ай, во поле липонька. ";

- игра на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки.).

Двигательная:

- подвижные игры "Липушка", "Пчелки",

"Раз, два, три! К липе беги!";

- динамическая пауза "Вырастали липки. ";

Работа в различных Центрах активности:

Центр искусства и детского творчества "Юные художники" :

- Подобрать раскраски по теме ("Деревья", "Листья", "Лес").

- Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации "В лесу", "Вырастала липка", "Веселые игрушки-матрешки".

Центр науки "Почемучки" :

- Опыт "Тонет - не тонет" (деревянные предметы).

- Определи на ощупь (ящик ощущений).

- Рассматривание гербария.

Центр " Мир книги" :

информация о

- деревьях наших лесов,

- деревьях - целителях, о древесине,

- что делают из липы,

3этап. Заключительный.

Организация и проведение выставки рисунков "Эта удивительная липа".

Проведение развлечения "Посиделки под липой".

Используемая литература:

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г.

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.

4. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» - М. : Издательство Гном и Д, 2001г.

“В гостях у Липки”.

(Летнее развлечение для детей 3–5 лет.)

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о дереве липе. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Подготовка к занятию: Дерево (на территории детского сада) украшается изделиями народных промыслов, игрушками-самоделками из мочала, матрешками и т. д. Под деревом находится столик, лавки-скамейки, на столе деревянная чаша с медом, деревянные ложки. Воспитатель – в русском народном костюме.

Ход развлечения

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Я – Марья-Искусница. Приглашаю вас в гости к моей подруженьке (под русские народные мелодии дети подходят к дереву). Как зовут мою подружку? Вы ее узнаете? (Обнимает дерево, загадывает загадки.)

Дети: Липа.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ним, ласково потрогайте. (Дети здороваются с деревом.)

Дети: Здравствуй, липонька, здравствуй, милая!

Воспитатель: Давайте послушаем, как она здоровается с нами, тихо шелестя листочками. (Слушают.) Ой, подруженька, как ты нарядилась, желтым цветом обрядилась! Дай-ка мы тебя рассмотрим…

( Дети рассматривают крону: она пышная, округлая. Кора дерева темная, почти черная, на ощупь теплая, шершавая, на тоненьких веточках коричневая, блестящая, листочки формой напоминают сердечко.)

Воспитатель: Друзья, а что это за кудряшки у моей милашки?

( Ответы детей: это цветочки.)

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Светло желтые.

Воспитатель: Понюхайте их, как они пахнут?

(Дети рассказывают о своих ощущениях.)

Воспитатель: А чтобы дерево не качалось, от бури не сломалось, да на месте удержалось, что у него в земле?

Дети: Корни.

Воспитатель: Издавна на Руси почиталось, т. е. уважалось это дерево потому, что оно большой помощник человеку. Из него делали люлечки-качалки для маленьких, мебель, забавные игрушки, посуду. Из коры делали коврики, веревки, а главное – обувь, про которую я вам загадку загадаю: В лесу родились, руками плелись, на ногах сносились? Что это?

( Ответы детей: лапти.)

Воспитатель: Правильно, лапти! (Вместе с детьми рассматривают на картинке, как искусно они сплетены.)

Воспитатель: А вот и предметы, которые сделаны из липы.

(Рассматривает, рассказывает об этих предметах, затем печально вздыхает.)

Воспитатель: Вот и представьте, сколько деревьев погибало из-за того, что лапоточки быстро снашивались, а людям снова нужна была обувь и они опять сдирали с дерева кору и дерево погибало. Но сейчас уже лапти не носят, и наши деревья будут жить! Давайте мы с вами пожалеем деревце липку.

(Дети обнимают липу, говорят нежные, ласковые, успокаивающие слова.)

Воспитатель: Послушайте, как липка радуется, а давайте вокруг него станцуем хоровод и весело споем.

(Танцует, вовлекая детей в хоровод под народные мелодии.)

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Лапти липовые, лыком шитые,

Веселись-ка народ!

Тятька новые сплетет.

Воспитатель: А сейчас поиграем под липкой в подвижные игры.

(Проведение игры “Пчелки.)

Воспитатель: А зачем сюда пчелы прилетели? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пчелы собирают сладкий сок-нектар с цветов липы, а потом откладывают в соты липовый мед. Ох, и вкусен липовый медок, а какой полезный! А вам дают горячее молоко с медом, когда вы болеете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мед липовый лечит не только простуду, но и раны заживляет. Друзья, вы в гости к липке пришли, а гостей всегда угощают. Подходите, берите липовые ложечки, да из липовых чашечек угощайтесь блинами с липовым медком. Недаром народ придумал поговорки:

Цветы – пчелкам, а мед деткам

Сладок мед, да ковшом его в рот!

Теперь вам понятно, почему это дерево называют “лапотным” да “медовым”? Про липу в народе говорят: “Дерево липа : обувает, кормит, поит (медовый квас, греет, лечит, помогает, да детишек забавляет”. Вот какое дерево чудесное.

(Воспитатель снимает с веточки письмо, читает.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все ж обижают –

Кору тонкую снимают.

Воспитатель: Друзья, давайте пожалеем деревце. Как мы будем о нем заботиться, охранять его?

Будем липку мы стеречь,

Наше деревце беречь.

Не забудем никогда

Сколько пользы и добра

Это дерево приносит,

А взамен лишь ласки просит:

“Не ломайте вы меня,

Поливайте иногда.

И тогда на радость вам

Я медку побольше дам”

Стихотворение П. Воронько “Липка”.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой.

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом

Береги меня!

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя.

Вырасти меня!

Я тебя листвою

От дождя укрою,

Поливай меня!

Подвижная игра “Пчелки”.

Цель: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука “Ж”, развивать умение действовать по словесному сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Слова пчелки-мамы: Полетели пчелки собирать мед с липки.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, пчелки, домой!

Слова пчелок (детей) :

Этот домик (эта липа) – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Движения:

– Пчелки (дети) летают по группе (вокруг дерева липы, размахивают руками и жужжат.

– Пчелки летят в улей, за стульчики (к липе). Медведь направляется туда же.

– Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.

Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Липа»

Программное содержание:

Познакомить детей с особенностями дерева липы.

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.

Развивать мышление.

Воспитывать у детей интерес к природе, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Липа (живое дерево или картинка).

Липовый мед.

Матрешка, лапти, изделия из лыка.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным деревом. Название у него одно – липа, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья. И все они заслужены липой. Но давайте разбираться по порядку.

Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.

А какой мед получается! Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды. Недаром про липу есть такая загадка:

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок - на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

Нужна земля, почва.

Нужен солнечный свет.

Нужна влага, вода.

Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?

А орешек, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти липа в пустыне? Почему?

Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли малюсенький «хвостик» с двумя листочками, торчащими в разные стороны. Никакого сходства с породившим его деревом. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу.

Красота всего парка,

Людям - тень, если жарко.

Липа – дерево дуплистое. Как вы это понимаете? Дерево с дуплом. А ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах? Птицы и звери.

Дикие животные с удовольствием поедают липовые орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Едят лесные жители также листья, кору и почки липы.

Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»

Липы выросли в лесу

И торопятся, растут.

(Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)

Каждая старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Встать на носочки, потянуться, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветви,

(Махи поднятыми руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, назад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Когда же липам отдых будет?

(Вращение туловищем)

Вот уж ветер затихает,

Липа ветви распрямляет.

(Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)

Люди тоже давно уже оценили липу и вовсю пользуются его дарами. О меде мы уже говорили. Листья, почки, цветки липы обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.

С давних времен используют люди древесину липы. Древесина у нее мягкая, податливая, из нее легко делать изделия и инструменты не тупятся. В старину делали из липовой древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла липа на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки: матрешки, липовые медведи и козлики.

В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

А еще в старину люди не могли обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. Знаете ли вы, что такое лапти? В старину лапти – это основная обувь простых людей. Каждый человек умел, если не плести, так хоть ремонтировать лапти.

В старину так бывало:

Дерево людей обувало.

Для того, чтобы получить лыко, нужно ободрать у липы кору. А это губит дерево. И со временем становилось все меньше и меньше лип.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

Давным-давно росли на Руси многочисленные леса из медового дерева липы – липняки. Но люди часто забывают, что они в гостях у природы, и ведут себя неразумно – только берут, ничего не давая взамен. Обдирали лыко и рубили множество лип, а вместо них не высаживали молодые деревца. Вот и не стало липняков – лесов из лип. А вы знаете, как называются другие леса, в которых растут в основном одни виды деревьев?

Дидактическая игра «Деревья и леса»

Сосняк – лес из … сосен.

Ельник – лес из … елей.

Дубрава – лес из дубов.

Березняк – лес из берез.

Ивняк – лес из ив.

Липняк – лес из лип.

Орешник – лес из ореховых деревьев.

Славянская легенда о Липе гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени Липа. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево ЛИПУ, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных.

А помните сказку «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»? Какая избушка была у зайчика? Лубяная, а это значит из липы. И прав был Зайчик из этой сказки, что оплакивал ее потерю. Липа дерево особое, доброе, домик из нее был теплым и уютным.

Это в сказке, а жизни, говорят, хорошо, если липа растет около дома : это приносит в дом спокойствие и счастье.

Вопросы:

1. Почему липу называют «царицей лета»?

2. Что вы узнали о липовом меде?

3. Как вырастает новое дерево липы?

4. За что любят липу лесные животные и птицы?

5. Как используют липу люди?

6. Что такое лыко?

7. Как вы понимаете выражение «В старину так бывало: дерево людей обувало».

8. Что такое «липняк»? Почему их осталось мало?

9. Какая есть легенда о липе?

Публикации по теме:

Беседа о дереве «Липа» в старшей группеБеседа о дереве «Липа» в старшей группе Беседа о дереве «Липа» Старшая группа Цель: обобщить представления детей о дереве Липа. Задачи: расширить представления детей о дереве.

Конспект ОД по ознакомлению с природным миром «Липа» МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ». МА ДОУ д/с 123.

Лэпбук для дошкольников «Эта удивительная вода»Лэпбук для дошкольников «Эта удивительная вода» Лэпбук «Эта удивительная вода» Цель: формирование знаний детей о воде, о её свойствах и способах её использования. Задачи: - дать детям.

Лэпбук «Эта удивительная вода»Лэпбук «Эта удивительная вода» В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без.

Лэпбук «Эта удивительная вода»Лэпбук «Эта удивительная вода» Научить детей бережно и экономно относиться к воде, Цель: Создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально – творческого.

Проект «Эта чуда вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Проект на тему: «Эта чуда вода» Составила воспитатель:.

Проект «Эта волшебница вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Аленушка» Проект Тема: «Эта- волшебница вода!».

Программа на новый учебный год кружка «Эта удивительная глина» Утверждаю: Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад №16» ___Зенкова Т. Г. «___» ___ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Совместная аппликация с детьми «Липа в детском саду»Совместная аппликация с детьми «Липа в детском саду» Осеннее дерево. Липа в детском саду. Совместная аппликация с детьми (группа раннего возраста) Цель: развитие у детей художественно-творческих.

Фотоотчет «Проекты «Береги природу», «Насекомые», «Эта удивительная бабочка» в подготовительной группе»Фотоотчет «Проекты «Береги природу», «Насекомые», «Эта удивительная бабочка» в подготовительной группе» Учебный год в подготовительной группе, начался с проекта «Береги природу», «Насекомые. Эта удивительная бабочка». Проект "Береги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эта удивительная липа»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 22:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД