Получи документы

Проект «Юный исследователь»

лариса марьенкова
Проект «Юный исследователь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 города Пугачева Саратовской области».

Проект

по опытно - исследовательской деятельности на тему:

«Юный исследователь»

Воспитатели: Марьенкова Л. А.

г. Пугачев 2011-2012 учебный год

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад №3 г. Пугачева Саратовской области», в нем участвовало 35 детей подготовительной группы.

Тема нашего проекта :

Публикация «Проект „Юный исследователь“» размещена в разделах

«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».

Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие:

развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Суть эксперимента: состояла в том, что мы использовали разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где углубляли представления живой и неживой природы.

Актуальность проблемы:

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.

Предварительная работа:

Занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы.

Создавали условия для проведения исследований, развевающую среду – лабораторию, микроцентры оснащенные специальным оборудованием.

Например: Уголок «Знайки» - учили детей работать самостоятельно, накапливать познавательный опыт.

Оборудование: литература, муляжи, рисунки, энциклопедии, чтение, слушание.

Лаборатория «Почемучка» - осваивали разные способы действий: обследование, наблюдение, опыты, эксперименты.

Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, камни, магниты, вода, природный материал.

Ход проекта:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Дети получают письмо от Незнайки, который просит познакомить с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы». Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!

Пишет вам друг – Незнайка. Я очень хочу узнать много нового о неживой природе. Я надеюсь Вы мне не откажите в моей просьбе и поможете познакомиться о разнообразии предметов окружающего мира и их свойствами. До встречи! Ваш друг Незнайка!

- Что же, ребята, раз нас Незнайка просит о помощи поможем ему, вы согласны.

Дети: Да, согласны.

3. Поэтапное решение проблемы:

I неделя: Воздух

Беседа на тему: «Поможем природе»

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Игра-занятие «Воздух –невидимка»

Цель занятия: Знакомство с понятием «Воздух»

Задачи:

• Показать способы обнаружения воздуха;

• Познакомить с свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений;

• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.

Материалы и оборудование:

• Целлофановые мешочки;

• стаканы большие и маленькие;

• стаканы с водой и трубочки;

• микроскопы;

• Воздушные шары;

• Сказочный персонаж кукла - Незнайка

День загадок.

Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

• Рисунки – загадки.

• Пластилиновые загадки.

Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закрепить знания о неживой природе.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закрепить знания детей о принадлежности того или иного свойства для окружающего мира.

Материал: мяч.

II. Неделя: Камни

Игровое занятие «Как человек использует камни»

Цель: Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать бережное отношение к драгоценным камням.

Материал: образцы полезных ископаемых, морковка; гном.

Дидактическая игра «Что для чего»

Цель: Научить детей подбирать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов.

Материал: Карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.)

Работа с родителями «Выставка камней»

Цель: Показать, какую роль в жизни человека играют камни, которые человек использует для своих нужд с давних времен.

Опыты с камнями

Цель: Познакомить детей со свойствами камней. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

По экологической тропинке (сочинение рассказов и сказок о камнях)

Цель: Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.

III. Неделя: Растения

Беседа на тему : Чудеса природы»

Цель: Развивать умение детей обобщать и анализировать; активизировать речь детей по теме; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: браслеты – «лучики»; ваза с ветками; волшебная палочка; иллюстрации природы; таз с водой; обручи.

Комплексное занятие «Растения – наши друзья»

Цель:

1. Закрепить представления о том, что растения-живые, используя модели;

2. Способствовать обобщению представлений о растениях.

3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.

4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель)

Трудовые поручения (уход за растениями в уголке природы)

Цель: Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь; трудолюбие.

Совместная работа с родителями – рисование рисунков на тему: «Наш друг-природа»

Цель:

Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»

Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе; развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным.

Пальчиковый игротренинг: «На лужок»

Цель: закрепить названия животных, растений; развивать моторику рук, поднять настроение ребенку.

Наблюдение в природе за растениями

Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; Воспитывать бережное отношение к растениям.

IV Неделя: Вода

Игровое занятие «Волшебница –вода»

Цель: уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни; познакомить с некоторыми свойствами воды; активизировать речь детей, обогатить словарь; воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу.

Материал: иллюстрации с изображением водоемов, стаканчик с водой, молоко, сосуды разной формы, краски. Кисточки, тряпочки, куб, трубочки, глобус.

Опыты с водой.

Цель: ознакомление детей со свойствами воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Материал: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованная бумага, вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло); предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка; электронагреватель воды.

Чтение художественной литературы «Путешествие Капельки» (круговорот воды)

Цель: познакомить детей с новым произведением, дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать память, логическое мышление, прививать бережное отношение к воде.

«В гостях у водяного» - экологическое развлечение.

Цель: развивать коммуникативные навыки: сотрудничество; умение строить партнерские отношения эффективной сферы: осознание своих чувств и чувств партнера; умение действовать по правилам.

Оборудование: ванная или большой таз, желуди, плавающие игрушки, мелкие камни, соломка для коктейля.

V Неделя: Бумага

Интегрированное занятие «Бумага – выращенная в лесу»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение4 Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: игрушечный почтовый ящик с письмом внутри, комплекты для опытно-экспериментальной деятельности, магнитофон, кассета с записью песни «Почтальон», комплекты для изготовления журналов.

Индивидуальная работа- конструирование из бумаги «Венок»

Цель: Формировать потребности в создании собственной поделки; закрепить умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны; закрепить способы работы различными инструментами: ножницами, иглами, трафаретами.

Дидактическая игра «Что бывает из бумаги»

Цель: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в помещении при помощи полученных команд.

Театр оригами

Цель: Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.

VI Неделя: Магниты

Интегрированное занятие «Удивительный магнит»

Цель: закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей.

Игра «Рыбалка»

Цель: учить детей с помощью магнитов «вылавливать» различные предметы.

Опыты с магнитом

Цель: продолжать знакомить со свойствами магнита, развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягивают к магниту).

Материал: большие и маленькие магниты, иголка, емкость с водой, кусочек пенопласт, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.

4. Презентация.

Изготовление стенгазеты «Юный исследователь»

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный исследователь»
Опубликовано: 18 октября 2012 в 20:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД