МБОУ НОШ группа Ромашки
Проект «Здоровьесбережение в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 Пояснительная записка 3
2 Паспорт проекта 4
3 Актуальность и новизна данного проекта 7
4 План мероприятий в ходе реализации проекта 10
5 Работа с родителями (законными представителями) 11
6 Описание полученных результатов 12
7 Список использованных источников 13
8 Приложение 1 (Анкета для родителей (законных представителей) «Условия здорового образа жизни в семье») 14
9 Приложение 2 (Анкета для обучающихся «Твой – здоровый образ жизни») 15
Публикация «Проект „Здоровьесбережение в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
10 Приложение 3 (Консультация для родителей (законных представителей) «Правильное питание для дошкольников») 16
11 Приложение 4 (Конспект ООД «Правильное питание для дошкольников») 17
12 Приложение 5 (Конспект спортивного мероприятия «Папа, мама и я – спортивная семья») 21
13 Приложение 6 (Фотоотчет) 25
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский
В настоящее время одним из главных вопросов является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Это связано с тем, что к детям предъявляют высокие требования, которым может соответствовать только здоровый ребенок. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких либо заболеваний, но и при условии гармоничного психического развития ребенка, высокой умственной и физической работоспособности.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Для того чтобы ребенок рос - здоровым и активным, необходимо правильно организовать его деятельность в течение дня. Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, целиком зависит от соблюдения или несоблюдения определенного режима дня. Это определенная система, которая помогает распределять время сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических процедур, прогулок, образовательной деятельности, игр и других занятий ребенка. Даже небольшая задержка сна или приема пищи, может негативно сказаться на общем состоянии здоровья ребенка.
Сухомлинский В. А. писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять – забота о здоровье детей, это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и веры в свои силы»
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в совмещении с обучением воспитанников приемам улучшения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
На основании этой задачи воспитатели и узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи соответствующие годовым. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности и в работе с родителями.
Педагоги изучают методическую литературу по проблеме здоровье - сбережения, ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а так же на анализе медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. На основании всего вышесказанного и был разработан проект : «В здоровом теле - здоровый дух!»
Паспорт проекта
Наименование проекта Оздоровительно - игровой, долгосрочный проект
«В здоровом теле - здоровый дух!»
Авторы-составители проекта Руководитель проекта :
Левицкая Елена Анатольевна - воспитатель, высшая квалификационная категория
Консультант проекта :
Сухих Елена Юрьевна - старший воспитатель МБОУ «НОШ № 5» г. Юрга.
Инициативная группа:
Иванова Л. А. воспитатель группы № 2, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Цель и задачи проекта Цель проекта :
.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта :
Для детей:
- укреплять и охранять здоровье детей;
- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
- дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Для педагогов:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Для родителей (законных представителей) :
- повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни;
- способствовать созданию активной позиции родителей (законных представителей) в совместной двигательной деятельности с детьми;
-заинтересовать родителей (законных представителей) укреплять здоровый образ жизни в семье.
Основные принципы, лежащие в основе проекта - индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип доступности изучаемого материала;
- эмоционально - насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;
- взаимодействия «Дети - здоровьесбережение»;
- принцип системности и наглядности;
-опора на развитие самостоятельности физической деятельности;
- самоорганизации, самовоспитания;
- принцип сотрудничества с семьей, сочетание разных видов деятельности по физической культуре;
- принцип наглядности (изготовление разных пособий).
Целевая аудитория Дети старшей группы МБОУ «НОШ № 5» в возрасте 5-6 лет.
Сроки реализации проекта С 04.09.2021 - по 08.04.2022
(реализация проекта, подведение итогов)
Механизм реализации проекта Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.
Механизм реализации проекта предусматривает системно - деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий по здоровьесбережению.
Ожидаемые результаты проекта Для детей :
-повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- улучшение показателей здоровья;
-наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для педагогов:
-повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
- создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
-личностный и профессиональный рост.
Для родителей (законных представителей) :
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- физическая и психологическая подготовленность обучающихся;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, совместная деятельность по формированию у ребят навыков здорового образа жизни.
Объем и источники финансирования проекта Администрация МБОУ «НОШ № 5», родители, (законные представители) обучающихся.
Организация контроля над исполнением проекта Администрация МБОУ «НОШ № 5».
Риски и пути их устранения Риски у детей:
Отсутствие интереса у ребят темой проекта
Пути преодоления риска:
- заинтересовать детей через разные виды деятельности;
- применять в ходе проекта различные средства, методы и приемы.
Риски у родителей (законных представителей) :
Малая активность родителей (законных представителей) в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска:
Повышение степени открытости образовательного учреждения, освещение деятельности работы по здоровьесбережению перед ними– на сайте учреждения, а также - в форме консультаций, памяток; привлечения родителей (законных представителей) к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по задачам здоровьясбережения детей.
Риски у педагогов:
Недостаточное количество метод. Литературы.
Пути преодоления риска:
Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети ИНТЕРНЕТ.
Ресурсы проекта :
-материально- техническое обеспечение;
- использование ИКТ;
- учебно- методическое обеспечение;
-учебно – методическое обеспечение
Информационно - техническое (компьютер, ноутбук, интернет, фотоаппарат, видеокамера)
- Учебно методические пособия по физической культуре и здоровьсбережению ;
-тематические книги;
-наглядные и раздаточные материалы;
- оборудование.
Особенности проекта :
- по характеру создаваемого продукта;
-по количеству участников;
- по количеству создателей;
- по продолжительности;
- по профилю знаний - Оздоровительно, практико- ориентированный
- Групповой
- Подгрупповой
- Долгосрочный
- Межпредметный
Актуальность и новизна данного проекта
Сухомлинский Василий Александрович писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Семья и дошкольные учреждения – социальные структуры, которые в основном сохраняют и укрепляют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений.
Просмотрев анкеты родителей (законных представителей)обучающихся, полученные в нашем дошкольном учреждении, мы – воспитатели, пришли к выводу, что, хотя все родители (законные представители) имеют среднее (а некоторые высшее) образование, уровень знаний и умений в области воспитания и привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Поэтому, дошкольному учреждению необходимо осуществлять разностороннее, систематическое и педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении теоретических знаний и практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.
Отсюда становится понятным, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, осмысление того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Для достижения гармонии с природой, с самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
На этапе дошкольного детства формируются первоначальные основы здорового образа жизни : ребята получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает знания о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. У детей накапливаются знания о здоровье, как одной из ценностей человеческой жизни, развивается умение выделять компоненты здоровья и устанавливать их взаимосвязь, закрепляются основные понятия – «распорядок дня», «личная гигиена», «полезные продукты», «здоровый образ жизни».Таким образом, уже в этот, дошкольный период, формируется часть общей культуры человека о здоровье.
Дошкольные образовательные учреждения обладают большим потенциалом для формирования культуры, которая сохраняет здоровье детей и навыки здорового образа жизни у детей. Это связано с системным подходом в дошкольном образовании, возможностью постепенного выполнения поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей дошкольников.
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает с каждым годом, особенно в рамках внедрения ФГОС.
ФГОС нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у дошкольников интереса и положительного отношения к занятиям по физической культуре.
В работе с детьми следует использовать здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка: физическую культуру, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения.
Гипотеза: Здоровье ребят будет развито и сохранено, а физические качества будут результативно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению, с созданием комфортных условий для занятий физической культурой в ДОУ и семьи.
Проблема - поиск участниками образовательного процесса результативных способов укрепления здоровья ребенка – дошкольника и приобщения его к здоровому образу жизни.
Объектом исследования является формирвания культуры здоровьясбережения у дошкольников, а предметом – процесс влияния здоровьесберегающей технологии в дошкольном образовательном учреждении на здоровье детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (формулирование проблемы, определение результата)
- исследование уровня компетентности и мотивации родителей воспитанников в вопросах укрепления и поддержания здоровья детей;
- изучение научно – методической литературы по проблеме – новых методик и технологий физического развития и оздоровления воспитанников.
2 этап – организационно - мотивационный (планирование деятельности)
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- гимнастика после сна (ежедневно);
- водные процедуры;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
-пальчиковая гимнастика;
- подвижные и спортивные игры;
- физминутки (во время образовательной деятельности);
- спортивные праздники и развлечения.
3 этап – деятельностно- ориентированный (реализация проектных мероприятий)
4 этап – заключительный (подведение итогов, презентация).
Условия реализации проекта :
- интеграция здоровьесберегающего материала;
- наличие теоретических и практических знаний у педагогов;
- накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению детей и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы;
- сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Методы реализации проекта :
- наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья дошкольников, их физического развития;
- проведение исследований по здоровьесбережению (анкетирование родителей, опрос, наблюдение);
- изучение методической и научной литературы.
Формы реализации проекта :
-организация различных видов детской деятельности (двигательная, игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная);
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная работа ДОУ с семьями обучающихся.
Ожидаемые результаты проекта :
- расширение представления у детей знаний о здоровом образе жизни;
- развитие навыков соблюдения режима дня, личной гигиены, а также правил безопасного поведения при занятии физической культуры;
- развитие у детей интереса к подвижным играм и занятием по физической культуре;
- установление дружеского взаимопонимания с родителями (законными представителями0 по вопросам здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.
Новизна проекта
Заключается в том, что проект нацелен на работу, как педагогов, так и для детей и родителей (законных представителей) по физическому воспитанию - через реализацию проектной деятельности.
Данный проект, включен в разработанное годовое планирование.
Новизна проекта обусловлена внедрением экспериментальной деятельности, способствующей формированию у дошкольников и их родителей (законных представителей) знаний по здоровьесбережению.
Также, новизна определяется, в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личную включенность детей и их родителей в жизнь ДОУ.
Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить включенность, дающую бесспорные положительные результаты, в ходе реализации проекта.
План мероприятий в ходе реализации проекта
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми:
- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;
- Правильное сбалансированное питание;
- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.
- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);
- Физминутки во время образовательной деятельности;
- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков);
- Гимнастика после сна (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса);
- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);
- Гимнастика для глаз (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения);
- Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);
- Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку);
- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);
- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);
- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм);
-Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение по массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; проветривание помещений;
- Подвижные и спортивные игры: «Охотники и утки», «У кого мяч?», «Великаны и гномы», «У медведя во бору», «Мороз - красный нос», «Космонавты», «Пустое место», «Солнышко и дождик» - (самостоятельная двигательная активность детей)
- Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивные развлечения: «Веселые старты», «Защитники отечества», «День космонавтики»;
Беседы с детьми по здоровьесбережению.
«Польза от витаминов»; «О режиме дня дома и в детском саду»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься спортом и утренней гимнастикой!».
Чтение художественной литературы.
А. Барто «Я расту»; К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»; Ю. Тувим «Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, грибах и ягодах.
Заучивание потешек, стихотворений.
«Водичка, водичка, умой мое личико…», «Хомка, хомка, хомячок».
Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на формирование культурногигиенических навыков, здорового образа жизни.
«Поликлиника», «Магазин продуктов», «Оденем куклу на прогулку», Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», «Умею – не умею».
Работа с родителями
Описание полученных результатов
Подводя итоги работы, хочется отметить, что работа проведена не зря.
Представленный проект по здоровьесбережению : «В здоровом теле - здоровый – дух!», стал системообразующим звеном, лежащим в основе физического и здоровьесберегающего воспитания детей.
Вид проекта был представлен как оздоровительно - игровой, долгосрочный.
Участниками проекта стали обучающиеся старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители (законные представители).
Мы, педагоги, способствовали формированию положительных эмоций, активности в двигательной деятельности. В течение всего проекта продолжали формировать привычки здорового образа жизни : делать зарядку по утрам и после сна, проводили закаливающие процедуры, вели беседы о том, что нужно делать, для того чтобы быть здоровым, с помощью игровых обучающих ситуаций старались вызвать у детей эмоциальный отклик, также читали литературные произведения, анализировали их и делали выводы.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей, воспитывать культуру поведения, помогать другу, развивать желание делать поделки совместно с взрослыми. Для детей была проведены беседы: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Полезные витамины», «Режим дня», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».
Для родителей (законных представителей) были подготовлены и проведены: беседы, родительское собрание, консультации, памятки, конкурс рисунков, выставка семейных фотографий, спортивные мероприятия.
Таким образом, в завершении проекта у ребят сформировалось представление о здоровом образе жизни, дети с удовольствием стали ходить на зарядку, могут рассказать о том, как человеку необходимо заниматься спортом, как важны витамины, занятия спортом.
В начале реализации проекта было проведено анкетирование детей, результаты показали низкие знания о ЗОЖ, всего 5 человек - 39 % могут сами рассказать о том, что такое ЗОЖ, а остальные 8 - 61 % частично владеют.
По итогам проекта, по проведению анкетирования у обучающихся, 12 человек- 92 % детей могут сами рассказать о том, что такое ЗОЖ, 1 ребенок – 8 %, частично владеет знаниями о ЗОЖ.
Родители (законные представители) стали активно участвовать с детьми в оздоровительных мероприятиях учреждения, а также стали активными в вопросах формирования представлений и здоровом образе жизни.
Следует отметить, что родители (законные представители) активно принимали участие в выставке семейных фотографий: «Мы - здоровая семья», помогали организовать спортивные мероприятия и участвовали в них, проводили с детьми беседы на тему: «Здоровье – наше богатство», заучивали стихотворения о спорте.
Проект помог педагогам разработать методические и практические материалы, повысить компетенцию в вопросах здоровья, изучить литературу по заданной теме.
Если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают знаниями о здоровом образе жизни, занимаются спортом, показывают важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают детям в формировании опыта здоровьесбережения, являются для ребенка личным примером – только тогда, можно сказать, что мы - взрослые, сохраним и укрепим здоровье наших детей и сформируем у ребят стойкую мотивацию на здоровый образ жизни!
Здоровый дух – в здоровом теле, вот краткое, но полное описание счастливого состояния человека в этом мире!
(Джон Локк)