Надежда Варкки
Проект «Здоровый и умный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ЗДОРОВЫЙ И УМНЫЙ РЕБЕНОК»
Автор: Заведующий ДОУ Варкки Надежда Алексеевна
Краткая аннотация проекта
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это, конечно, воспитание здорового поколения. Но за последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. На это есть немало причин, однако, связано это и с тем, что родители, необоснованно загружают детей различными дополнительными кружками и спецподготовкой к школе, не уделяя при этом должного внимания здоровью и физическому развитию. В дальнейшем, при переходе дошкольников в школу, у них происходят нервные срывы, они часто болеют, что отрицательно сказывается на качестве умственного развития детей.
Публикация «Проект „Здоровый и умный ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Поэтому данный проект направлен на укрепление и сохранение здоровья детей, которое обеспечит их успешное интеллектуальное развитие.
Данный проект направлен на педагогов, родителей и воспитанников. Вид проекта комплексный. Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года.
Постановка проблемы
Ребенок-дошкольник находится в постоянно увеличивающимся потоке разноплановой информации, что требует особого внимания к развитию его мыслительных способностей. От этого, во многом, зависит его полноценная подготовка к школьному обучению: развитие физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер.
На этапе завершения детства психологическая готовность детей, как правило, соответствует норме, а здоровье западает, и получается, что интеллект ребенка развивается в ущерб его здоровью. Эта проблема касается практически всех дошкольных учреждений. Поэтому, вопрос сохранения и укрепления здоровья дошкольника и его интеллектуальное развитие нашел отражение в данном проекте. Перед коллективом педагогов стоит задача, как сбалансировать два важных направления работы ДОУ, как добиться качественной реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте мышление выдвигается в центр познавательной деятельности ребенка : развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый, произвольный характер: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». (Д. Б. Эльконин) От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать.
Но, как указывалось выше, говоря об интеллектуальном развитии ребенка, нельзя забывать о его здоровье, ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Для решения выделенных проблем необходимо, чтобы детский сад работал в развивающем поисковом режиме, одним из направлений которого является реализация проекта «Здоровый и умный ребенок». Благодаря проекту, педагоги освоят новые технологии оздоровления детей и их умственного развития, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Цель проекта :
Интеллектуальное развитие ребенка на основе здоровьесберегающих технологий через создание системы работы.
Задачи: 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников через комплексную систему оздоровления.
2. Развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через различные формы организации детей.
3. Повышать профессиональный уровень педагогов и специалистов через активные методы обучения.
4. Формировать у родителей продуктивное взаимодействие по интеллектуальному развитию и сохранению здоровья путем взаимодействия ДОУ и семьи.
Таким образом, реализация данного проекта будет способствовать:
1. Моделированию своего собственного воспитательно-образовательного процесса.
2. Воспитанию здорового ребенка, способного к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром.
3. Развитию и сплоченности коллектива сотрудников и родителей.
4. Развитию материально- технической базы, достаточной для формирования оптимальной образовательной среды.
5. Расширению дополнительных образовательных и оздоровительных услуг, предоставляемых ДОУ.
Оценка результатов
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители. Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинарах, при непосредственном посещении группы, изучению и анализу авторских проектов. Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними, проведению занятий, через беседы с воспитателями и родителями, мониторингу. По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Достижение цели и решение поставленных задач будет эффективным при включении в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса: Детей - в непосредственно-образовательной деятельности, совместной и самостоятельной (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1); Педагогов – в условиях проведения активной методической работы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2); Родителей – в условиях продуктивного взаимодействия (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ЗАДАЧИ: 1. Развивать мыслительные способности детей. 2. Познакомить детей основными ценностями здорового образа жизни. Формировать осмысленное отношение к собственному здоровью. 3. Поддерживать положительное психоэмоцинальное состояние детей в период адаптации и всего периода нахождения в ДОУ.
МЕРОПРИЯТИЯ: 1.1. Приобретение методической и познавательной литературы. 1.2. Изготовление и приобретение пособий по развитию интеллектуальных способностей детей. 1.3. Создание центров интеллектуального развития. 1.4. Проведение специально организованных занятий с включением проблемных задач и ситуаций. 1.5. Организация деятельности детей вне занятий (работа в центрах развития). 1.6. Проведение мониторинга интеллектуального развития детей.
2.1. Проведение занятий по физкультуре и ЗОЖ. 2.2. Создание фитобара в ДОУ и организация его функционирования. 2.3. Использование спортивной площадки для оздоровления детей в летний период. 2.4. Организация полноценной ДА детей в течение дня, центров двигательной активности, их постоянное пополнение. 2. 5. Проведение мониторинга заболеваемости и физического развития детей.
3.1. Оборудование кабинета психолога и групповых комнат, создание зон релаксации.
3.2. Проведение разнообразных игр. 3.3. Ведение листов адаптации детей младшего возраста
ФОРМА РАБОТЫ: 1.1. Наличие в методкабинете и групповых современных наглядных пособий и литературы
1.2. Наличие центров интеллектуального развития детей в группах. 1.3. Наличие аналитической справки о тематической проверке по созданию центров интеллектуального развития. 1.4. Отражение в перспективных и календарных планах задач умственного развития. 1.5. Перспективное планирование решения доступных познавательных задач детьми на занятиях, в самостоятельной и совместной деятельности. 1.6. Составление плана индивидуальной работы с детьми. 1.7. Наличие диагностических карт по возрастным группам.
2.1. Наличие конспектов занятий по здоровому образу жизни и перспективного плана работы по ЗОЖ по всем возрастным группам. 2.2. Наличие в методкабинете методических рекомендации по организации оздоровительных мероприятий. 2.3. Наличие в ДОУ фитобара и графика работы. 2.4. Наличие комплексного плана профилактических и оздоровительных мероприятий. 2.5. Документация по организации питания детей.
2.6. Наличие плана летне-оздоровительного периода. 2.7. Обновление и пополнение оборудования на спортивной площадке. 2.8. Создание таблицы режима организованной ДА в течение дня для всех возрастных групп и наличие в групповых центров ДА, их постоянное обновление. 2.9. Документация по мониторингу физического развития детей.
2.10. Документация по профилактическим медицинским осмотрам. 2.11. Документация по результатам физической подготовленности детей. Проведение мониторинга физического развития детей.
3. 1. Наличие в релаксационного душа, магнитофона, кассет с музыкой. ширмы и т. д. в групповых. 2. Наличие перспективного плана по играм для всех возрастов. 3. Наличие листов адаптации, сводных таблиц адаптации детей младшего возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЗАДАЧИ:1. Повышать квалификацию педагогов в области здоровьесберегающих технологий и интеллектуального развития детей.
МЕРОПРИЯТИЯ:1.1. Ежегодное проведение обучающих семинаров и консультаций в ДОУ: Как организовать работу по развитию мыслительной деятельности ребенка. Роль развивающей среды в познавательном развитии дошкольника. Организация работы в здоровьесберегающем направлении. Организация предметно-развивающей среды для развития двигательной активности. Как воспитать здорового ребенка. Создание условий для экспериментирования детей. Интеллектуальное развитие детей. Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Как использовать задачи познавательного характера для развития детей. Использование ТРИЗ-РТВ технологии для интеллектуального развития детей. Пути повышения эффективности и качества оздоровления детей. Как разработать маршрут пешеходных прогулок. Организация рационального питания.
1.2. Обучение на курсах повышения квалификации. 1.3. Организация в ДОУ конкурса проектов по интеллектуальному развитию и оздоровлению среди педагогов.
1.4. Консультирование педагогов и родителей детей. 1.5. Обучение медсестры на курсах.
ФОРМЫ РАБОТЫ:1.1. Наличие методических материалов. 1.2. Использование полученных знаний на практике, консультация для педагогов. 1.3. Наличие документа, разрешающего работу на аппаратах ЛФК. 1.4. Наличие плана профилактической работы в ДОУ. 1.5. Оформление папки проектов в методическом кабинете. 1.6. Наличие методических рекомендаций по проектной деятельности. 1.7. Наличие плана работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ЗАДАЧИ:1.1. Формировать у родителей продуктивное взаимодействие по сохранению здоровья и развитию интеллекта детей путем взаимодействия ДОУ и семьи
МЕРОПРИЯТИЯ:1.1. Просвещение родителей по вопросам профилактики и оздоровления детей и их умственного развития. 1.2. Вовлечение родителей в проведение дня Здоровья и участие в музыкально-спортивных развлечениях. 1.3. Организация родительского всеобуча по вопросам оказания психологической помощи в развитии детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ: 1.1. Выпуск групповых журналов по профилактике и оздоровлению детей и их интеллектуальному развитию. 1.2. Наличие данных о физическом развитии детей. 1.3. Стенд по организации летнего оздоровительного периода. 1.5. Материалы к Дню открытых дверей. 1.6. Наличие конспектов, фотоматериалов, плана работы опечительского совета ДОУ. 1.7. Наличие и обновление папки с нормативно-правовой документацией. 1.8. Наличие клуба для родителей. 1.9. Оформление кабинета психолога
ОТВЕТСТВЕННЫЕ: зав. ДОУ, воспитатели, зам. зав. по ВМР, педагог-психолог, ст. медсестра, инструктор по физической культуре.