Оксана Чурилова
Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, сказка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Здравствуй, Сказка!»
Тип проекта : педагогический, творческий, краткосрочный.
Участники:
• Дети среднего возраста;
• Родители воспитанников;
• Воспитатели средних групп;
• Узкие специалисты: музыкальный руководитель; учитель - дефектолог.
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический творческий краткосрочный проект „Здравствуй, сказка!“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель:
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
Задачи:
1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Миссия:
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.
Предполагаемые риски:
1. Администрация не поддержит идею реализации проекта, т. к. это мероприятие предполагает изменение в режиме дня, сетке занятий, ломает устоявшиеся стереотипы.
2. Некоторые сотрудники не проникнутся актуальностью проекта.
3. Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к чтению.
План реализации проекта
Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные
Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта
2. Изучение методической литературы
3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»
4. Беседы с детьми «Моя любимая книга»
5. Проведение открытого занятия – викторины «По тропинкам любимых сказок»
6. Анализ содержания уголков книг в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы
7. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой 1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта
4. Разработать перспективные планы на неделю «Книги», конспекты занятий, экскурсии в библиотеку, подготовить родительское собрание. 09.01.2013 – 16.01.2013
Воспитатели
средних групп, учитель-
дефектолог
Основной 1. Оформление уголков чтения в группах в соответствии с требованиями
2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
3. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
4. Экскурсия в детскую библиотеку
5. Экскурсия в книжный магазин
6. Создание книг-самоделок
7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
8. Родительское собрание «Книга в жизни ребенка» 1. Пополнить фонд детской литературы в ДОУ
2 Разработать и провести родительское собрание по теме «Книга в жизни ребенка»
3Активизировать всех участников образовательного процесса 17.01.2013-24.01.2013г. Воспитатели
средних групп, учитель-
дефектолог
Завершающий 1. Проведение родительского собрания
2. Подведение итогов реализации проекта. 1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам 25.01.2013 – родительское собрание.
31.01.2013 – педсовет с обсуждением итогов проекта
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Разработка системы работы с книгой.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Управление проектом :
• Руководители проекта — педагоги средних групп
• Участники проекта – педагоги, родители, дети
• Эксперт – старшие воспитатели
Перспективы распространения результатов проекта.
• Уровень детского сада:
1. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
• Всероссийский уровень:
Опубликование в периодических изданиях
Используемая литература.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.
Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 20012.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Кратковременный
- Групповой.
Методы - Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта - Дети средней группы, воспитатель, учитель-дефектолог, родители, музыкальный руководитель, администрация.
Обеспечение.
Методическое:
1. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2009г.
2. Русские народные сказки.
3. Сибирские народные сказки.
4. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 2011 г.
5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога» -М., 2010 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 2009, №4, 2007.
7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.
8. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
Материально – техническое:
1. Аудиозаписи.
2. Театральные куклы.
3. Художественная литература.
4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта :
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта :
1. Коррекционно– образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно– развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно– воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта :
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта) (с 4.02.13 г. по11.02.13 г.)
- определение проблемы;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
Речевое развитие 1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».
2) Занятие по сказке «Заяц - хваста».
3) Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой Чтение и обсуждение сказок.
Пересказ разных сказок.
Театральная деятельность Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Кукольный спектакль «Волшебный цветок».
Рисование Занятие «Мой любимый сказочный герой». Занятие «Петушок – золотой гребешок».
Аппликация Занятие «Платье для Золушки».
Занятие «Сказочный домик».
Работа с родителями 1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;
2) Консультация «Знакомство со сказками».
Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Кот, петух и лиса».
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми :
5. Чтение разных сказок;
6. Рисование детьми героев сказок.
7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
8. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
9. Самостоятельное составление сказок.
10. Рассказывание сказок собственного сочинения.
11. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
12. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
13. Загадки о сказках, героях сказок.
14. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
15. Театрализация сказки : «Кот, петух и лиса»
Содержание работы с родителями:
16. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
17. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
18. Чтение сказок с детьми.
19. Придумывание сказок с детьми.
20. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
II. Этап – Исследовательский.
(с 12. 02.13. г. по 21.02.13. г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный.
(с 22.02.13. г. по 28.02 13.)
- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
-составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
• Через восприятие сказок мы :
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
• сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Кот, петух и лиса». Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин, книжки-раскраски, детскую художественную литературу.
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.
IV. Этап – Презентация проекта. (28.02.13 г.)
Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса» для родителей.
V. Этап – Определение задач нового проекта.