Ольга Киселева
Проект «Жизнь первых поселенцев Иркутского острога»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект «Жизнь первых поселенцев Иркутского острога.»
Старшая группа «Незабудки.»
Паспорт проекта.
• По целевой установке – информационно – творческий.
• По составу участников - групповой (дети, родители, воспитатели).
• По количеству участников: старшая группа «Незабудки» (31 человек).
Сроки проведения: краткосрочный (1-неделя).
Актуальность:
Публикация «Проект „Жизнь первых поселенцев Иркутского острога“» размещена в разделах
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Воспитывая в детях старшего дошкольного возраста любовь и уважение к прошлому своего города и к его людям, мы воспитываем патриотов своей страны в целом.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Основные образовательные области: Познавательное развитие.
Цель проекта :
Создать условия для ознакомления детей с Иркутским острогом и жизнью первых его поселенцев.
Задачи проекта
1. Создать условия для формирования интереса детей к прошлому родного города, жизни поселенцев Иркутского острога, их традициям, промыслам, быту и культуре.
2. Способствовать использованию детьми полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.
3. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей.
4. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, умение составлять рассказ, читать наизусть стихи.
5. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством иркутских поэтов.
6. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к истории родного города, знают о жизни первых поселенцев Иркутского острога, их традициях, промыслах, быте и культуре;
- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.
Родители:
- активно участвуют в реализации проекта;
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (фотографии, макеты, энциклопедическая литература, наглядно-демонстрационный материал и др.);
- укрепили детско-родительские отношения.
Педагоги (воспитатели) :
- повысили педагогическую компетентность по теме «Жизнь первых поселенцев Иркутского острога»;
- создали условия для восприятия сведений по теме проекта;
- организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
-ознакомили детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
-провели заключительное мероприятие «Город мой старинный, мой Иркутск любимый».
- организовали итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта;
Подобрать и изучить учебно-методический материал по данной теме (методическая, художественная литература, журналы, статьи, иллюстрации, открытки, фотографии и др.)
Разработать, спланировать проект и методическое сопровождения к нему, составить календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми и родителями.
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду демонстрационными пособиями, фотоальбомами по теме проекта.
Проведение консультаций и бесед с родителями по теме проекта.
Реализация проекта
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-эстетическая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «История возникновения Иркутского острога»
- «Быт наших предков»
2. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
3. Просмотр презентаций: «Иркутский острог», «Иркутск- середина земли».
4. Научный видеофильм: «Иркутск-основание острога»
5. Экскурсия в библиотеку №37.
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений по теме;
2. Разучивание тематических стихотворений и песен.
Художественно - эстетическая деятельность:
1. Рисование «Старинный город глазами детей»
2. Конструирование «Острог»
3. Аппликация «Иркутский острог»;
Игровая деятельность:
1. Подвижные и хороводные народные игры: «Ходит Ваня», «Каравай», «Лохматый пес», «У медведя во бору»;
2. Сюжетно - ролевая игра «Экскурсия в музей»
3. Дидактические игры: «Что было и что будет», «Обведи и раскрась», «Строим город»,
Работа с родителями.
Родителям предлагалось:
1. Помощь воспитателям в изготовлении макета Иркутского острога;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми архитектуро-этнографический
Музей «Тальцы».
Заключительный этап.
Продукт проекта.
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Игра- викторина: «Город мой старинный, мой Иркутск любимый».
3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;