МААМ-картинки

Проект «Знакомство с родным городом»

Юлия Саковская
Проект «Знакомство с родным городом»

Педагогический проект «Знакомство с родным городом

Вид проекта : творческо-информационный

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год).

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Актуальность темы

Публикация «Проект „Знакомство с родным городом“» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. При этом родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Новокузнецком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель проекта :

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.

Задачи проекта :

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного региона;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.

- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой край, своих земляков.

При разработке педагогического проекта нами были использованы следующие принципы:

• принцип историзма - реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе Новокузнецке и Кемеровской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.

• принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

• принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

• сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;

• принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;

• принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;

• ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;

• расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;

• принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности», «Производство».

Предварительная работа

• Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;

• Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Содержание проекта

Проект осуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.

Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе Новокузнецке (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т. д.).

Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.

Содержание проекта представлено по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности города», «Производство». Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.

«История возникновения города» : дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.

«Символика» : дошкольники знакомятся с гербом и флагом своего города, их значением.

«Памятники ВОВ» : дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, узнают интересные факты о полководцах ВОВ, а также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.

«Культурно-исторические памятники» : получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.

«Достопримечательности» : формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города.

«Производство» : дается представление о заводах, шахтах и их продукции, а также роли города в целом регионе.

Прогнозируемый результат

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новокузнецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Продукт проектной деятельности

• Презентации «Детям о городе Новокузнецке»;

• Комплекс бесед для детей «Наш любимый город»;

• Альбом «Путешествие по городу Новокузнецку глазами ребенка»

Развивающие настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Словообразование», «Районы города», «Назови одним словом» и др.

Календарно-тематическое планирование

неделя Дети Родители

Сентябрь

Блок «История города»

1-я Беседа об истории возникновения города Сбор исторических фотографий о городе

2-я Рассматривание иллюстраций страницы прошлого Папка-раскладушка «История создания нашего города»

3-я Беседа «День рождения города» Папка-раскладушка «Современный город Новокузнецк»

4-я Рисование «Кузнецкая крепость прошлого» Выставка детских рисунков

Октябрь

Блок «Символика»

1-я Беседа «Герб нашего города, значение цветов» Консультация «Знакомим детей с символикой»

2-я Просмотр презентации на тему «Символика города Новокузнецка» Папка-передвижка «История создания герба города»

3-я Настольно-печатная игра на закрепление «Герб города»

4-я Лепка «Герб города» Выставка продуктов детской деятельности

Ноябрь

Блок «Культурно-исторические памятники»

1-я Рассматривание иллюстраций «История возникновения Культурно-исторических памятников города» Папка-передвижка «Памятники города»

2-я Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города» Папка-передвижка «Улицы нашего города»

3-я Составление рассказа «Вот моя улица» Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу»

4-я Настольно-печатные игры: «Опиши-отгадай», «Собери и назови»

Декабрь

Блок «Достопримечательности»

1-я Рассматривание иллюстраций достопримечательностей

«Места отдыха горожан» Сбор фотографий «Любимые места отдыха совместно с детьми»

2-я Составление рассказа «Мои любимые места» Папка-передвижка «Места отдыха горожан»

3-я Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Опиши-отгадай» Выставка альбома «Путешествие по городу Новокузнецку глазами детей»

4-я Рисование «Место отдыха, где я больше люблю бывать» Выставка детских рисунков

Январь

Блок «Достопримечательности»

2-я Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте»

Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города»

3-я Просмотр презентации «Районы города и достопримечательности» Папка-передвижка «Достопримечательности районов города»

4-я Настольно-печатная игра «Районы города»

Февраль

Блок «Производство»

1-я Ознакомительная беседа «Заводы нашего города» Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей».

2-я Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на заводе» Папка-передвижка «Заводы города и их продукция»

3-я Просмотр презентации «Заводы и районы, в которых они находятся. Готовая продукция» Сбор фотографий родителей с места работы (завод).

4-я Настольно-печатная игра на закрепление «Заводы города», «Словообразование» Выставка фотографий родителей с рабочих мест.

Март

Блок «Производство»

1-я Вводная беседа «Мой город – город шахтеров» Консультация «Расскажите детям о труде шахтера»

2-я Просмотр презентации «День шахтера» Папка-передвижка «День шахтера»

3-я Рассматривание иллюстраций «Специальная техника на шахтах» Сбор фотографий с места работы родителей-шахтеров

4-я Лепка по выбору детей «Специальная техника» Выставка продуктов детской деятельности

Апрель

Блок «Памятники ВОВ»

1-я Беседа «Наш город во время ВОВ»

Консультация «Расскажите детям о войне»

2-я Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе» Папка – передвижка «Памятники нашего города»

3-я Составление рассказов о памятниках «Неизвестный солдат», «Бульвар героев» и др. Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ.

4-я Аппликация «Памятники ВОВ»

Выставка фотографий с экскурсии по городу к памятникам войны

Май «Ветераны ВОВ»

1-я Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков» Папка-раскладушка «9 мая»

2-я Беседа «День Победы – это праздник со слезами на глазах»

Изготовление открыток ветеранам Участие в акции «Спасибо деду за Победу!»

3-я Итоговая беседа «Мой любимый город в годы Войны» Выставка детских рисунков «Мир в моем любимом городе»

Публикации по теме:

Брифинг «Знакомим детей с родным городом» Цель: Совершенствование деятельности педагогов по организации работы с детьми старшего возраста в рамках ознакомления с родным городом.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Конспект беседы по ознакомлению с родным городом «На реке Миасс» Цель: - расширять и уточнять знание о родном городе, закреплять умение узнавать на фотографии знакомые объекты; познакомиться с понятием.

Конспект экскурсии «Знакомство с родным городом. Источник «Серебряные ключи» Цель: Научить понимать, что чистая вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Задачи:Дать представление о том, какое.

Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость.

«Ознакомление детей с родным городом» — консультация для родителей Особенности ознакомления детей с родным городом. (консультация для родителей) Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает.

Педагогический проект для старших дошкольников «Знакомство с родным городом Павлово» Актуальность и перспективность опыта. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему.

План работы с родителями по ознакомлению с родным городом План мероприятий работы с родителями по ознакомлению с родным городом Сентябрь. Благоустройство участка для прогулок на территории детского.

Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Ф. И. О. Торхова Наталья Владимировна МБУ детский сад № 51 «Чиполлино»АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие.

Тематическое занятие «Знакомим детей с родным городом, Россией» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной.

Автор публикации:
Проект «Знакомство с родным городом»
Опубликовано: 25 января 2016 в 15:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД