Ольга Овчарёва
Проект «Зоркие глазки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зоркие глазки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п. г. т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области,
структурное подразделение детский сад «Тополёк»
Проект
«Зоркие глазки»
Автор проекта : воспитатель
Овчарёва Ольга Владимировна
2012 -2013 год
Методический паспорт проекта
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
Публикация «Проект „Зоркие глазки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, медицинская сестра, врач окулист, родители.
Проблема. Недостаточно сформированы представления о профилактике зрительных нарушений.
Причины разработки проекта :
Имеющиеся проблемы со зрением у детей в группах;
Дети много времени проводят возле телевизоров и компьютеров
(из беседы с родителями);
Недостаток у детей знаний об органах зрения и методах и приёмах зашиты глаз.
Актуальность. Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник, благодаря которому мы можем созерцать окружающий мир. Но в наше время, время прогресса, когда люди много времени проводят возле телевизоров и компьютеров, начиная с раннего возраста, сохранность зрения становится проблемой не только у взрослых, но и у детей. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации ребёнок получает через органы зрения.
Цель проекта : повысить уровень знаний родителей, детей, педагогов по профилактике заболеваний глаз.
Задачи:
1. Обеспечение мотивации у детей на сохранение органов зрения.
2. Расширять представление детей об опасностях, угрожающих зрению человека в повседневной жизни.
3. Расширять представления детей о методах и приёмах защиты органов зрения.
4. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных ситуациях.
5. Развивать у детей глазодвигательные навыки, периферийное зрение, расширять боковой обзор.
6. Способствовать развитию у детей навыков зрительного анализа.
7. Формировать у детей основы здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты:
- овладение детьми комплексами упражнений для профилактики миопии;
- наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз;
- наличие желания вести здоровый образ;
- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.
Этапы проекта.
1. Организационный
1. Выяснение уровня знаний детей об органах зрения, используя методику «трёх вопросов» :
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?
Обеспечение мотивации у детей на сохранение органов зрения:
«Как нам найти ответы на вопросы?»
2. Анкетирование родителей по теме.
3. Постановка цели, определение задач.
4. Поиск форм реализации проекта (совместно с родителями).
5. Составление плана - схемы проекта, разработка содержания.
6. Заключение договора о сотрудничестве детского сада с врачом окулистом.
7. Подбор методической, справочной, художественной литературы
иллюстративного материала об органах зрения (совместно с родителями)
8. Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме
9. Изготовление памяток для родителей.
10. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
2. Практический
Организация совместной (с педагогами, врачом - окулистом, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Режимные моменты.
Гимнастика для глаз, отдых для глаз, используя игровые приёмы «Научим Буратино зарядке для глаз», «Покажем доктору Айболиту, как мы заботимся о своих глазках». Формирование устойчивой привычки соблюдать правила гигиены, промывание глаз в случае попадания инородных тел.
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область «Познание», «Здоровье».
Темы: «Азбука здоровья»; Экскурсия в кабинет окулиста (с родителями); «Что любят и чего не любят наши глазки»; «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»; «Правильное питание - залог здоровья»; «Как сохранить глазки здоровыми»; «Наши глаза – зеркало души»; «Что умеют наши глазки»; «Как устроен наш глаз», «Велосипед на носу».
Образовательная область. Физическая культура.
Физкультурные досуги: «Если хочешь быть здоров», «Витаминная семья».
Подвижные игры «Я знаю правила здоровых глаз» Игра – эстафета «Кто больше принесет полезных продуктов для глаз»
Гимнастики для глаз «Весёлая неделька»
Образовательная область. Безопасность.
Решение проблемных ситуаций «Если в глаз попала соринка».
Беседы «Кто охраняет наши глаза?».
Образовательная область. Социализация.
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Магазин», «Вкусная и полезная пища». Дидактические игры и упражнения: «Хорошо – плохо», «Составь целое», «Цепочка действий», «Разрешается – запрещается», «Полезно – вредно», «Научим Буратино смотреть телевизор», «Магазин продуктов», «Цвет глаз».
Игры - драматизации, театрализованные игры, коммуникативные игры. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Игры - путешествия, встречи со сказочными героями.
Образовательная область. Коммуникация.
Рассматривание плакатов, иллюстраций, наборов картинок по теме. Беседа с врачом окулистом из детской поликлиники.
Беседы, ситуативные разговоры на темы:
«Айболит у нас в гостях», «Овощи и фрукты, и другие полезные продукты»,
«Встреча с Мойдодыром» (загадки, ребусы, шарады, стихи, песни)
Сочинение рассказов на тему «Как мы видим».
Работа с офтальмо тренажёрами «Путь сказочного героя», «Сочиним сказку»,
«Часы», «Полёт бабочки».
Разучивание комплексов гимнастики для глаз.
Викторина «Азбука здоровья».
Образовательная область. Художественное творчество
Рисование «Что любят и чего боятся наши глазки». Рисование иллюстраций к сказкам. Аппликация «Овощи и фрукты - полезные продукты».
Коллективная работа - коллаж «Берегите глазки» (подарок малышам)
Коллаж «Полезные продукты».
Лепка из солёного теста «Овощи и фрукты для игры в магазин».
Образовательная область. Музыка.
Слушание музыкальных произведений, детских песен о здоровье, разучивание, инсценировка песен.
Развивающая среда.
Центр здоровья и гигиены; центр художественного творчества; уголок отдыха и релаксации; атрибуты к сюжетно - ролевым играм.
Деятельность врача – окулиста.
Проводит семинар - практикум для родителей «Профилактика заболеваний глаз у детей».
Проводит обследование зрения детей по таблице Сивцева – Головина, проверку бинокулярного зрения.
Оказывает консультативную помощь родителям по результатам осмотра детей.
Принимает участие в открытых мероприятиях.
Совместная работа родителей с детьми.
Родители организуют экскурсию в кабинет врача окулиста;
обеспечивают детей необходимыми предметами личной гигиены;
закрепляют с детьми полученные в детском саду знания и умения, организуя игровую, экспериментальную деятельность;
организуют просмотр познавательных телепередач, чтение художественной литературы по теме;
оказывают содействие врачу окулисту при проведении плановых профилактических мероприятий;
Свободная творческая деятельность детей
В центре здоровья и гигиены: знакомство с новыми книгами, плакатами, картинками, открытками, играми. Составление кроссвордов, сказок, памяток, правил.
В центре художественного творчества продуктивная деятельность:
рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
Работа с родителями.
Анкетирование родителей.
Семинар - практикум с участием врача окулиста.
Информационные стенды, папки - передвижки, рекомендации, консультации:
«Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз»
«Здоровье ребёнка зависит от вас»,
«Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда»
«Здоровые глаза - здоровый малыш».
Совместные развлечения и праздники с детьми.
Проведение дней открытых дверей: посещение НОД «Путешествие в страну Неболейка».
Слайдовые презентации, фото стенды.
3. Заключительный.
Ожидаемый результат.
Дети получили сумму знаний, соответственно возрасту, о строение глаз, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз. Познакомились с профессией окулиста, осознали необходимость профилактического посещения кабинета врача.
Повысился уровень развития самостоятельности и ответственности. Сформирована потребность беречь органы зрения. Дети овладели комплексами упражнений для профилактики миопии, появилось желание вести здоровый образ жизни.
Продукт проекта.
Методические разработки НОД по теме.
Альбом рисунков «Береги глаза».
Дидактическое пособие «Полезно - вредно»
Альбом с загадками, пословицами и поговорками
Альбом со сказками, рассказами, стихами.
Презентация проекта.
Общее родительское собрание с детьми и педагогами тема: «Презентация проекта «Зоркие глазки»»
Литература:
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М. : Мозаика - Синтез, 2009 - 2010.
Здравствуй. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Лазарев М. Л. -М., Академия здоровья, 1997.
Воспитание здорового ребенка Маханева М. Д. -М. : Арктим, 1997.
Здоровый малыш /под ред. Бересневой З. И. / -М. : ТЦ Сфера, 2003.
Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.
Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник. - М., 2000.
Т. Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - «Учитель», 2011 г.