татьяна величко
Проектмини-музея «Время и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мини – музея
«Время и мы»
Содержание проекта.
1. Визитка музея
2. Пояснительная записка
3. Сведения об участниках проекта
4. Цели и задачи проекта
5. Паспортные данные музея
6. План реализации проекта, работы по созданию мини – музея
7. Тематический план образовательной деятельности в мини – музее
Публикация «Проектмини-музея „Время и мы“» размещена в разделах
8. Интеграция музейной педагогики в ДОУ
9. Перспективы развития мини – музея в ДОУ
Визитка музея.
Хотим представить вам музей
Замечательных вещей
Эти вещи без сомненья
Всем нужны без исключенья
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем.
Чтобы нам везде успеть,
Нужно в часики глядеть.
На свете много механизмов
Их всех зараз не перечесть,
Но мы сегодня постараемся
Вас в историю увлечь
Устал однажды человек
По солнцу время мерить
И по воде не каждый мог
Обеда час проверить
Да и петух, хоть не всегда
Но мог проспать рассвет.
Сгорала на столе свеча,
А новой больше нет.
И как же быть и как узнать,
Что время есть, что время спать
И вот однажды один мудрец
Придумал схему, наконец,
Собрав детали воедино,
Шепнули часики вот так-
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.
Музей не просто дом вещей,
Музей хранитель тайн
И чтобы всё успеть скорей
Ты время соблюдай!
Пояснительная записка.
Музейная педагогика
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Часы - это предмет, который необходим нам постоянно. Для одних людей это настенные электронные устройства, другие обходятся мобильным телефоном, третьи носят элегантные часы. Но представить себе жизнь без них невозможно.
История часов измеряется столетиями. Это устройство в течение веков меняло и свой внешний облик, и само содержание. Лунные и водяные, солнечные и свечные, масляные и песочные. Каких только модификаций измерители времени не увидели в далекой древности! Когда появились самые первые, безусловно, сказать точно нельзя. Но доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад они существовали повсеместно. Чтобы просмотреть смену часов, в нашем дошкольном учреждении создан и используется мини – музей «Время и мы».
Почему мы назвали мини – музей, конечно потому, что в условиях детского сада невозможно создать музей в реальном его масштабе. И ещё само название мини в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры, количество экспонатов, и определённую ограниченность тематики.
В создании мини – музея принимали участие и родители воспитанников. Тесная взаимосвязь с родителями является очень важным условием в воспитании и прикосновении к изучению исторических моментов создания часов.
Участники проекта.
Педагоги ДОУ: Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П., Ханиян Л. П.
Родители и дети сада приняли активное участие в создании мини – музея, сборе и оформлении экспонатов, а также проведении праздников, экскурсий, викторин.
Классификация проекта :
По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный (исследовательский, творческий)
По составу участников – групповой
По продолжительности – долгосрочный (1 год)
Цель проекта :
Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников, Развитие интереса к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.
Задачи проекта :
1. Развивать математические представления детей старшего дошкольного возраста.
2. Обобщить представления детей младшего дошкольного возраста о характерных признаках времени года.
3. Формировать навыки детей в экспериментально – опытнической деятельности (в живой и не живой природе.)
4. Формировать у детей умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
В основу решения этих задач положены следующие принципы.
* принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
* принцип опоры на интересы ребёнка;
* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
* принцип наглядности;
* принцип систематичности и последовательности;
* принцип сотрудничества и взаимоуважения;
* принцип связи обучения с жизнью.
Паспортные данные музея.
Характер мини – музея исторический.
Визитная карточка мини – музея «Время и мы»
Перечень экспонатов.
1. Макет «Солнышко»
2. Макет «Вязаный Петух»
3. Макет «Цветочные часы»
4. Макет «Водяные часы»
5. Макет «Огненные часы»
6. «Песочные часы»
7. «Маятниковые часы»
8. «Карманные часы»
9. «Наручные часы»
10. «Механические часы»
11. «Лунный календарь»
12. Макет «Вращение Земли вокруг солнца»
13. Макет «Фазы луны»
14. Смена картин по сезонам
15. Табель - календарь
16. Отрывной календарь
17. Перекидной календарь
18. Настольный календарь
19. Настенный календарь
20. Природный календарь
21. Спил дерева
План реализации проекта.
Этапы развития Содержание работы Сроки Ответственный
Первый этап
подготовительный 1)Определить тематику и названия мини – музея коллективу ДОУ совместно с родителями
Сентябрь Воспитатели:
Величко Т. Г. ,
Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,
Ханиян Л. П.
2)Определить место для мини – музея
3)Создать оптимальные условия для хранения и
использования музейных экспонатов
4)Определить варианты участия в создании мини – музея родителей и детей
5)Подобрать методическую литературу и рекомендации по созданию мини - музея
Второй этап
практический 1)Оформление визитной карточки мини – музея
Октябрь - ноябрь Воспитатели:
Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,
Ханиян Л. П.
2)Подбор описания экспонатов
3) Разработка перспективного планирования мини – музея
4)Разработка ознакомительной экскурсии и конспектов занятий, дидактических игр по мини - музею
5)Разработка досугов, викторин, развлечений по мини – музею
6)Сбор и классификация экспонатов для мини – музея, изготовление макетов В течении года Педагоги,
родители
Третий этап заключительный этап с перспективой на будущее 1)Представить на педагогическом совете разработанные алгоритмы создания мини – музея по выработанной теме Декабрь - май Воспитатель:
Величко Т. Г.
2)Продолжать привлекать родителей в оформлении мини – музея (приобрести часы с кукушкой) Воспитатели:
Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,
Ханиян Л. П.
3)Продолжать накапливать материалы (экспонаты, дидактические игры, конспекты занятий, развлечения и т. д.) по выработанной тематике Педагоги,
родители
4)Подготовить и провести презентацию продукта проекта
Оценка полученных результатов (мониторинг, выводы) Май Воспитатель:
Величко Т. Г.
План образовательной деятельности
в мини - музее.
Месяц НОД, тема Программное содержание Предварительная работа
Сентябрь Тема: «Знакомство с мини - музеем» Познакомить детей со значением слова «музей». Закрепить какие бывают музеи. Правила поведения в музее, обращение с экспонатами. Учить детей беречь вещи т. к. завтра они будут историей, а история это и есть музей Рассмотреть иллюстрации музеев. Если есть возможность сходить в музей с родителями. Прочитать литературу, в которой описываются экспонаты
Октябрь Тема: «Из истории часов» Познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их значения и функции. Закрепить умение выделять особенности предметов, форму, размер, части. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Учить беречь время. Пройтись по территории детского сада и обратить внимание на то, какие есть в группах часы. Дать задание на дом нарисовать те часы, которые имеются у вас дома.
Ноябрь Тема: Часы «Горящая свеча» Продолжать развивать познавательный интерес. Учить задавать вопросы, определять время одного деления на свече, за которое оно сгорит. Высказывать простейшие аргументированные суждения. Развивать любознательность Понаблюдать за огнём. Рассмотреть иллюстрации, как добывали огонь наши предки. Провести опыт со свечой.
Декабрь Тема: «Время и мы» Познакомить детей с циферблатом, минутными стрелками и секундной. Учить детей беречь время. Развивать наблюдательность, логическое мышление и речь детей. Рассмотреть циферблаты разных часов. Понаблюдать за стрелками. Сколько раз оббегает круг секундная стрелка в минуту. Загадать загадки о времени, часах. Поговорить о поговорках: «Счастливые часов не наблюдают»; «Делу время, а потехе час»
Январь Тема: «Умная Неделя» Познакомит детей с неделей, что в неделе семь дней. Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы, громко строить предложения. Последовательно строить свой рассказ. Воспитывать чувство прекрасного, гуманное отношение природе. Загадывание загадок. Чтение сказки «Как портной шил платье для луны»
Февраль Тема: «Красавица Луна» Продолжать знакомить детей с неделей. Познакомить с фазами луны, частями суток. Вращением земли вокруг своей оси воспитывать интерес к изменениям в природе. Формировать у детей математические представления. Дома с родителями провести наблюдения за луной в течении месяца. Сделать зарисовки. Прочитать сказку: «Как портной шил платье для месяца»
Март Тема: «Братья месяцы» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках времён года : изменением образа жизни животных и птиц. Формировать представления детей о том, что в году четыре времени года, по з месяца в каждом. Запомнить названия месяцев. Чтение сказки: «Двенадцать месяцев», «Старик годовик», «Синичкин календарь», «О чем говорили месяцы?». Рассмотреть иллюстрации с временами года.
Апрель Тема: «Вращение Земли вокруг солнца»» Познакомить детей с планетой Земля, Солнце. Закрепить и уточнить знания детей более длинного отрезка времени годом; что вращение Земли вокруг Солнца меняют на земле времена года. Дать представление о Солнце, как о самой яркой звезде. Воспитывать любовь к планете Земля. Загадывание загадок. Чтение сказки: «У Солнышка в гостях». Рассматривание макета земли – ГЛОБУС.
Интеграция музейной педагогики в ДОУ
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В МИНИ –МУЗЕЕ «ВРЕМЯ И МЫ» НОД
1. Познание (математика)
2. Познание (природный мир)
3. Коммуникация (развитие речи)
4. Познание (конструирование)
5. Художественное творчество (аппликация, рисование)
6. Труд
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Экспериментирование
2. Проектирование
3. Развлечения, досуги, викторины
4. Детские творческие выставки
5. Создание экспонатов от каждой семьи
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Игровая
2. Предметная
3. Театрализованная
4. Творческая
5. Поисковая
6. Общение
7. Рассматривание фотографий, иллюстраций
Выводы:
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т. д.
Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Перспективы развития мини – музея.
Для дальнейшего формирования у детей мы планируем продолжить накапливать материал – экспонаты, дидактические игры. На участке предполагаем, изготовить солнечные часы, на клумбе посадить цветочные часы.
Для закрепления полученных знаний у нас имеются дидактические игры «Мои первые часы», «Все о времени», «Цветочные часы», «Времена года»