МААМ-картинки

Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе

Ольга Столяренко
Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе

Столяренко О. А., Хохлова Л. А. ,

воспитатели МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решения и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережения генофонда планеты.

Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования и воспитания населения. Первостепенное значение при этом придаётся экологическому образованию подрастающего поколения.

Публикация «Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Как показывают опрос детей, родителей и педагогов, взрослые не знают, как организовать интересную экологическую познавательно-творческую деятельность, у детей она носит кратковременный характер, и родители не принимают в ней участие. Какие же методы и формы работы с детьми могут быть наиболее эффективны и интересны всем участникам образовательного процесса? Методов и форм работы множество, мы решили применить на практике инновационную педагогическую технологию – метод экологических проектов в рамках дополнительного образования.

В настоящее время учёные и практики считают, что проектная деятельность считается основой технологического образования, которое необходимо на современном этапе развития мировой цивилизации, так как именно в таком виде деятельности происходит активное усвоение знаний, умений и навыков.

Почему именно экологические проекты? Дети дошкольного возраста познают мир эмоциями. Поэтому для них первично – отношение к информации, а сама информация вторична. Экологический проект как раз и помогает ребёнку – дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторга, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности. Экологические проекты развивают мотивационную сферу и творчество, произвольность и начало самопознания – осмысления своих собственных действий и поступков.

Тематику и содержание проектов разрабатываем с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития» каждого ребёнка. Главное условие при разработке проектов – включение регионального компонента и учёт реальных условий и возможностей детского сада.

Проекты, которые мы предлагаем детям и составляем вместе с ними, имеют большую педагогическую ценность, так как отражают природные и общественные явления «здесь и сейчас», положительные стороны нашего быта, что благотворно влияет на поведение ребёнка не только в игре, но и в окружающем его мире, активизирует его чувства и отношения. При выборе тем мы учитываем стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия проектов : «Защитники природы», «Школа добрых волшебников», «Растут цветы для красоты», «Лекари – Аптекари», «Чудо под ногами» и другие.

Из практики мы видим, что в рамках экологических проектов можно решить широкий круг задач нравственно-трудового и духовного воспитания. Это можно объяснить тем, что дети участвуют в новых более интересных видах деятельности : в различных акциях, трудовых десантах, экологических практикумах, опытах и экспериментах.

Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, экологические проекты носят игровой характер. По своей структуре они схожи с сюжетно-ролевыми играми и дают возможность расширить тематику этих игр. Структура проектов состоит из 4 этапов, на каждом из которых проводятся определённые мероприятия.

Перед началом проекта проводится большая подготовительная работа с целью уточнения интереса образовательного процесса и объема знаний детей для того, чтобы спланировать детскую деятельность с учётом возможностей каждого ребё нка: беседы по выбранной теме, чтение литературы, просмотр фильмов и передач, рассматривание альбомов, журналов, плакатов, создание игровых обучающих ситуаций «А что будет, если. ?»

На первом этапе выбирается тема и цель проекта. На втором этапе идёт пошаговая разработка проекта : определяем, что необходимо для игры, распределяем роли и обязанности. Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательные взаимосвязанные мероприятия, которые воспитатель планирует для себя до конца проекта. В этот момент педагог должен заинтересовать ребёнка, каким – то важным сообщением, новым видом деятельности, новой ролью.

В процессе проектов рождаются новые идеи, планы, которые подсказывает нам окружающая действительность. Четвёртый этап – подведение итогов. Он предполагает организацию и проведение праздников, развлечений, выставок, акций, викторин, КВН, в которых принимают участие полюбившиеся детям герои: Знайка, Айболит, почтальон Печкин и другие. На такие мероприятия мы приглашаем детей младшей группы, родителей.

Экологический проект – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организации интегрированного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Данная модель ориентирована на развитие интеллектуальных и физических возможностей дошкольника, его волевых и нравственных качеств, творческих способностей в процессе выполнения различных видов экологически значимой деятельности. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.

Метод экологических проектов даёт педагогам большую возможность для выявления «зоны ближайшего развития» ребё нка и соответственно планировать дальнейшую работу с ним: развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования несложных схем, карт, моделей, алгоритмов, прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни, развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в экологическом театре, развивать детей физически во время прогулок по экологической тропе здоровья.

Дошкольник воспринимает природные объекты «на равных» - животные, растения могут думать, чувствовать, общаться. Такое восприятие мы используем в игровых проектах при составлении писем в жалобную книгу, листовок, телеграмм от имени природных объектов к человеку. Способность ребёнка легко входить в образ используют в музыкальных постановках, играх-драматизациях, инсценировках, в играх-перевоплощениях, пластических этюдах.

В познавательно-исследовательской деятельности с детьми мы используем самостоятельно разработанные проекты – «Лесная аптека», «Овощной марафон», «Фруктовая мозаика», «Птичьи посиделки», «Цветы это радость», «Вернисаж времён года», «От семечки до дерева».

Помимо традиционных экологических проектов мы используем и такие методы как экологическая акция, экологическая почта, экологическая инициатива, экологический тренинг.

Интересной и эффективной формой работы мы считаем проведение экологических акций – социально значимых мероприятий, проводимых с детьми, родителями. Уже стали традицией такие экологические акции, как «Семечко и зёрнышко про запас» - сбор семян для посевов цветов и для корма птиц (август – сентябрь); «Добрая зима для птиц» - подкормка зимующих птиц (ноябрь – март); «В лесу родилась ёлочка» - против вырубки ёлок (декабрь); «Берегите воду» - ко Дню воды (март); «Чистый двор» - ко Дню Земли (апрель); «Посади дерево» - организация огородов, цветников, посадка деревьев (май).

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой – получение ребёнком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Например, дети получают «письмо» с огорода от овощей, от белого медведя с Севера, от котёнка Мурзика, собачки Кузи…

Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми. Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем. Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок следующей тематики: «Стоянка цветов», «Лесные остановки», «Служба Айболита».

Эколого-педагогический тренинг – форма экологического воспитания, которая решает следующие задачи: расширение чувственного опыта детей, развитие перспективных возможностей при контакте с природными объектами; развитие чувства эмоциональной сопричастности к живой природе, чувства сопереживания. По структуре соответствует психологическому тренингу, специфика в экологическом содержании. Например, «Цветок добра», «На какое дерево я похож», «Прогулка по ручью», «Ветер дует на…».

Таким образом, анализ работы по реализации экологических проектов показывает, что данная проблематика является интересной и востребованной. Это обусловлено большой вовлечённостью детей в процесс познания окружающего мира, личностной и социальной значимостью экологических проблем. Можно утверждать, что экологические проекты обеспечивают наличие одного из главных условий – интереса ребёнка к тому, что ему предлагают освоить и сделать, что в свою очередь стимулирует умственное развитие ребёнка-дошкольника.

Публикации по теме:

Экологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделокЭкологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделок В соответствие с Указом президента В. В. Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен Годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен.

Задумайтесь!!! В защиту окружающей среды пришли на ум эти строки. Воспитание экологической культуры, формирования экологического мышления. Привить заботливое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 18:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД