МААМ-картинки

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Ирина Конькова
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Семья являет собой персональную среду жизни и развития дошкольника, качество социализации в ней определяется образовательным уровнем родителей, их участием в жизни общества; занятостью родителей на работе; особенностями образа жизни; структурой семьи и местом ребенка в ней.

Публикация «Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах

Реалии современности привели к возникновению «тенденции переориентации семьи с функции воспитания на простое выживание». Приходится констатировать, что и для благополучных в финансовом плане слоев общества характерен кризис семьи, потеря ею социального статуса института, обеспечивающего необходимые условия воспитания и социализации детей.

В. И. Слободчиков отмечает: «Полное обособление семьи от образовательных учреждений уже привело к замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным с другой». Оба рассматриваемых института нередко оказываются малоэффективны.

Семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга в случае отсутствия противоречий в ценностных и мировоззренческих установках. Такие противоречия возможны. Но как показывает практика, противоречия, препятствующие сотрудничеству, не слишком распространены. Обе стороны желают получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить образование в школе.

Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Вместе с тем основные характеристики системы дошкольного образования остались прежними. Не предусматривающими практического решения данного вопроса. Снять данную проблему поможет только взаимодействие семьи и детского сада.

Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность. Вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан с поиском практических средств осуществления. Адекватные средства, вызывающие заметный, не отстоящий далеко во времени эффект, позволяет повысить реактивность системы. Чем больше успехов станет достигать ребенок, тем активнее и заинтересованнее будет действовать взрослый.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

«Культурные практики» мы рассматриваем как ближайший объект опыта ребенка, как нормативно ожидаемые виды деятельности, в отношении которых существуют нормативные ожидания, повторяющиеся или привычные действия.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. В настоящее время проекты, используемые в работе дошкольных образовательных учреждений, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов :

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют совместно со взрослым в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и т. д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности и долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина»).

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (к примеру, в изобразительном и словесном творчестве).

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т. п. В старшем дошкольном возрасте ребенок совместно с родителями может подготовить индивидуальный проект, например: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» и т. п.

Проектная деятельность позволяет охватить все культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы). Данный метод создает условия для включения родителей в образовательную деятельность, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

Практика дошкольного образования сегодня обновляется в соответствии с требованиями общества, для которого важнейшим показателем качества деятельности педагогов детского сада становится успешная социализация воспитанника. Важнейшим условием обновления практики дошкольного образования является освоение педагогами проектного метода, как средства обеспечения нового качества образовательной работы с детьми и родителями в ДОУ.

Список литературы:

1. Доронова Т., Доронов С. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования //Дошкольное воспитание 2014. № 1. С. 49-55.

2. Дыбина О. В., Анфисова С. Е. Технология культурных практик формирования у старших дошкоьников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие / Под. Ред. О. В. Дыбиной. – М. :Центр педагогического образования, 2014. – 144 с. (1).

3. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников / авт. Сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с. (52).

4. Парамонова Л. А. Дошкольное образование в России : состояние, тенденции, перспективы / Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. №2 (195).

5. Слободчиков В. И. Концепция дошкольного образования // Детский сад со всех сторон. 2006.№ 19. С. 1-20.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

Публикации по теме:

Проект «Образ моей семьи»Проект «Образ моей семьи» Проект «Образ моей семьи» Девиз: «Большая семья – это счастье, друзья!» Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь.

Социально-педагогическая готовность молодых родителей к воспитанию будущего малыша Институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Опубликовано: 2 марта 2015 в 12:28
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Конькова (УИ 320640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД