Елена Шушакова
Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи.
2слайд. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего человеческого общества. Феликс Адлер
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей.
Публикация «Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
3слайд. Так, в нашем ДОУ, одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи стала организация семейного клуба, которая учитывает актуальные потребности семей и способствует формированию активной жизненной позиции всех участников педагогического процесса, укреплению института семьи. В рамках клуба разрабатываются и реализуются совместные детско – родительские проекты, цель которых - установление доверительных взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами, восполнение дефицита общения детей со взрослыми, формирование значимого отношения к понятию «семья» у всех участников.
Опираясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т. В. Фуряевой, с детьми и их родителями нами были реализованы следующие виды проектов :
4слайд. Исследовательско – познавательные проекты, которые дают возможность ребёнку совместно с родителями экспериментировать, апробировать, изучать, синтезировать совместно полученные знания. Так, целью проектов «Огород на окне», «В гости к берёзке»,
5 слайд. «Маленькие огородники» стало формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей и детей. В процессе реализации данных проектов родители и дети приняли участие в различных познавательных мероприятиях и экскурсиях, создали тематические альбомы «Береги природу», «Природа родного города», составили сборник песен и стихов о бережном отношении к природе и мн. др. Родителями был проведен мастер – класс по созданию условий для экспериментирования детей дошкольного возраста в домашних условиях.
6 слайд. Основной целью информационно – практико - ориентированных проектов является совершенствование у детей и родителей навыка совместного сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование, развитие экспертно-аналитических, прогностических умений (предвидение предполагаемого результата). Так, благодаря реализации информационного проекта «Цветущая альпийская горка»,
7 слайд. Проект здоровей – ка» с участием детей, родителей в группе и на территории сада созданы условия для знакомства дошкольников с миром лечебных трав, правилами сбора, их применения для оздоровления организма. Создан мини-музей лекарственных трав, альбом «Лекарственные растения», родителями проведен мастер-класс «Особенности применения лекарственных трав». 8 слайд. Реализация творческих проектов позволяет семьям раскрыть свой творческий потенциал наиболее полно. Помимо этого, работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В процессе реализации детско-родительского творческого проекта «Герб моей семьи» родители совместно с детьми составили свое генеалогическое древо, герб семьи, придумали и составили рассказ о нем. Семьи участвовали в музыкальном развлечении «Семейная гостиная», целью которой стало стимулирование интереса к вопросам патриотического воспитания; воспитание в детях семейного патриотизма.
9 слайд. В проекте «Здоровым ножкам, не ровные дорожки» целью являлось привлечение родителей к использованию разных методов профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Так благодаря проекту пополнили центр физической культуры нетрадиционным оборудованием.
10 слайд. «Снежный городок детям» Цель проекта : Создание благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Благодаря детско – родительскому проекту, снежные постройки появились на участке детского сада.
11 слайд. Досуговые проекты дают возможность показать родителям все положительные моменты совместного семейного отдыха, обогатить их знаниями не только современных форм организации семейного досуга, но и познакомить с традициями, русскими народными играми и забавами. В процессе реализации досугового проекта «Праздник, праздник, празднуем семьёй», «Семейные зимние забавы», родители с детьми в форме творческих отчётов, фотовыставок, презентаций рассказали о традициях празднования семейных праздников другим семьям.
12 слайд. Так, целью проекта «Раз, два, три, четыре, пять – выходи во двор играть» стало привлечение родителей к занятиям активного семейного отдыха, формирование основ здорового образа жизни. Дети и родители участвовали в организованных спортивных мероприятиях, походах, составили картотеку подвижных и малоподвижных игр.
13 слайд. Комплексные проекты включают работу всех видов проектов с учётом требований, позволяют в комплексе, с разных сторон подойти к решению проблемы, темы проекта.
Например, проект «Гордимся тобой, Кунгур наш родной» стало создание условий для развития познавательных и творческих способностей семей воспитанников через приобщение к истории и культуре родного города. Семьи участвовали в обновлении макета города, создании иллюстрации книги к тематической выставке «Любимый город Кунгур», конкурсе рисунков, защите мини-проектов «Прогулка по родному городу», мероприятии «Рождественская ярмарка», деловой игре «Город, в котором мы живем» Семья оформила информационную газету с фотоматериалами «Гуляя по родному городу».
14 слайд. В процессе реализации проекта «День Победы» проводились совместные детско-родительские чтения произведений о войне, храбрости и героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, организован конкурс чтецов, встреча памяти, посвященная «Дню победы» с приглашением бабушек и дедушек, организована экскурсия по городу «Памятники города рассказывают…». Многие семьи сделали подарки и открытки к празднику ветеранам города. Итогом проекта стала акция «Ветеранам ВОВ посвящается.», в которой дети и родители клуба вышли на митинг 9 мая на площади города и вручили открытки и цветы ветеранам. 15 слайд. Целью организованного проекта «Дорожки здоровья на территории ДОУ» стало оздоровление детей в летний период, повышение интереса у детей и родителей к участию в физкультурных и оздоровительных спортивных мероприятиях. Были проведены турниры по мини футболу среди дошкольников близ лежащих садов, результатом стало создание мини-стадиона на территории д. с. (площадки для футбола, волейбола, городков, дорожки здоровья).
Одним из критериев эффективности реализации данных проектов стала степень вовлеченности в них родителей. Повышению уровня заинтересованности родителей и детей при участии в реализуемых проектах стало предоставление им возможности видеть не только результат проекта, но и все его этапы. Для этого в группе нами создан «Центр проектирования», на магнитной доске наглядно демонстрируются этапы реализации проекта : размещена визитка проекта, основные шаги его реализации. 16 слайд. С помощью данного пособия участники проектной деятельности наглядно отслеживают способ получения какой-либо информации об исследуемом вопросе: посмотрел телепередачу, спросил у взрослого, прочитал в книге, нашел в интернете и др.
17 слайд. Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку благодаря реализации детско – родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, выполняя роль…и пополнилась 18 слайд. предметно – развивающая среда в группах и на территории ДОУ. 72% (18 из 25) семей воспитанников приняли активное участие в предложенных проектах, оказывая помощь и поддержку детям и педагогам в процессе совместной работы, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Реализованные детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта. Родители :
19 слайд. - участвуют в творческих «Презентационных площадках», на которых делятся своим опытом семейного воспитания, демонстрируют увлечения и традиции своей семьи;
- активно включаются в образовательный процесс, выполняя функции музыканта, художника, экскурсовода, воспитателя (при проведении совместного труда и игр с детьми);
20 слайд. принимают участие в организации и проведении детско – родительских рекреационных мероприятий: поездок в бассейн, организации лыжных прогулок, выездов на природу, совместных походов;
- участвуют в семейных конкурсах и соревнованиях разного уровня;
21 слайд. в реализации семейных детско – родительских проектов;
- в благотворительных и социальных проектах, целью которых является оказание социальной помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям – сиротам.
Спасибо за внимание.