Татьяна Луговая
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Данную консультацию для воспитателей я проводила, когда мы начали осваивать метод проектов. Надеюсь мой материал пригодится.
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Основные требования к использованию метода проектов :
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска, для ее решения (например, перевод ДОУ в новый статус);
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);
• Выдвижение гипотезы их решения;
• Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты, просмотры и т. д.)
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Корректировка;
• Выводов, выдвижение новых проблем исследования.
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры) :
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
Выдвижение гипотез решения выявленных проблем (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование данных гипотез.
Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
Защита проектов;
Выдвижение новых проблем.
Проекты бывают : исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д.
Исследовательские проекты – подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, совпадающую с научным исследованием.
Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры деятельности участников. Оформление результата предоставляется в виде сценария, драматизации, программы праздника, альбома, фотографий и т. д.
Ролево- игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта или вырисовываться к завершению проекта.
Информационные проекты – направлены на сбор какой-либо информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные проекты – требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности.
По продолжительности проекты могут быть : краткосрочными (решаются на нескольких занятиях, средней продолжительности (1-2 мес., долгосрочные (до одного года).
Классификация проектов
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта : к кому обратиться за помощью, источники, предметы использования.
3. Выполнение проекта.
4. Подведение итогов.
Классификация:
По составу участников
Целевой установке
Тематике
Срокам реализации
В практике ДОУ используются следующие типы проектов :
Комплексные (мир театра, здравствуй, Пушкин, книжкина неделя)
Межгрупповые (мир животных и птиц, времена года)
Творческие (любимые сказки, мир природы, рябины России)
Групповые (познай себя, подводный мир, веселая астрономия)
Индивидуальные (я и моя семья, секреты бабушкиного сундука, сказочная птица)
Исследовательские (мир воды, питание и здоровье).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Развитие познавательных способностей
Творческого воображения
Творческого мышления
Коммуникативных навыков.
Задачи для каждого возраста:
Младший дошкольный возраст – вхождение в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути решения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.