Наталья Белякова
«Широкая Масленица». Проектная деятельность в средней группе
Проектная деятельность в средней группе «Широкая Масленица»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Публикация «„Широкая Масленица“, Проектная деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Масленица. Проекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Цель: Приобщение детей к народным традициям, к родной культуре Задачи
Обучающие
Знакомить детей с русскими народными традициями;
расширять представления о Масленице, как об одном из русских народных праздников;
ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье
Развивающие
развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
развивать творческие способности, фантазию.
Воспитательные
воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа
Методы и формы работы:
Дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные игры;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание картин;
Просмотр мультфильма;
Ожидаемые результаты:
Дети познакомились с русским обрядовым праздником – Масленица;
Сформирована любовь к Родине, ее традициям;
Имеют представление о символах праздника.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Содержание проекта
1 этап - подготовительный.
• Постановка цели и задач;
• Составление плана проекта;
• Подбор методической и художественной литературы;
• подборка наглядно – дидактического материала, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей;
• разработка содержания непосредственно образовательной деятельности.
2 этап- основной
Организационная деятельность. НОД.
[i]Конструирование из бумаги
«Масленица»[/i]
Прог. сод. : развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).
Совместная деятельность с детьми.
Дидактические игры:
«Разложи блины на сковороде по величине»
Цель: закреплять знания о величине предмета
«Сколько блинов?»
Цель: закрепление согласования числительных с существительными
«Укрась блин»
Цель: способствовать развитию творческих способностей, фантазии, умения правильно сочетать продукты, красиво и оригинально оформить и подать своё блюдо.
Цельт: учить образовывать относительные прилагательные
«С чем едят блины»
Цель: обогащение словарного запаса
Беседы:
«Что за праздник Масленица?» Цель: Познакомить детей с русским народным праздником – Масленица; приобщать к традициям русской культуры. «Как и из чего делали обрядовую куклу- Масленица» Цель: познакомить детей с историей возникновения обрядовой куклы-Масленицы.
Рассматривание картины
«Масленица» Б. М. Кустодеева Цель: познакомить с картиной Б. Кустодиева «Масленица»; расширить представления об особенностях проведения проводов зимы на примере произведения искусства; создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица, пробудить интерес к произведениям искусства; развивать наблюдательность, цветовое восприятие, воображение, устную связную речь; воспитывать художественный вкус, любовь к родной природе.
Чтение художественной литературы
«Блинок-бегунок» А. А. Федорова-Давыдова, «Крылатый, мохнатый да масляный» русская народная сказка, «Блинчики» А. Л. Барто
«Пословицы и поговорки о Масленице»
Цель: Объяснить смысл пословиц и поговорок
Просмотр мультфильма
«Маслегница» из серии Смешарики»
Цель: обобщать знания детей о Масленице.
Подвижные игры:
«Ручеек»
Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
«Гори, гори ясно»
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость; упражнять в быстром беге.
«Карусель»
Цель: развивает у детей равновесие в движении, навык бега, повышает эмоциональный тонус.
«Ваня, Ваня- простота»
Цель: упражнять в ходьбе в круг с притопыванием; в прыжке с поворотом кругом; в беге с увертыванием
«Блинчик»
Цель: упражнять в передаче предмета по кругу; выполнять танцевальные движения.
«Катание на санках
Цель: доставить детям радость
Слушание русских народных песен
«Вот уж зимушка проходит», «Барыня»
Цель: вызвать интерес к русскому народному творчеству
Пальчиковые игры:
«Масленица», «Блины», «Мама нам печет блины» Цель: расширять знания детей о празднике- Масленица; развивать речь, мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
Художественно- эстетическое развитие:
Раскрашивание раскрасок «Русский народный праздник-Масленица» Цель: упражнять в разукрашивании рисунка не выходя за контур, закреплять знания о русских народных традициях
Работа с родителями
1. Консультация Что рассказать детям о Масленице?»
2. Памятка «Традиции русского народа- Масленица»
3 этап-заключительный
1 Фотоотчет «Масленица-семейные традиции»
2. Фольклорный праздник «Масленица- встреча весны»
Список использованной литературы
1. Вакуленко Ю. А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
2. Интернет ресурсы
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры - СПб, Детство-пресс, 1998
4. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду –
Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
5. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
6. Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. -
Москва, Айрис-пресс, 2003