Светлана Даниленко
Патриотическое воспитание дошкольников. Проектная работа «Люби и знай родной свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Из простых ручейков
Океан наполняется,
А любовь к своей Родине
С родников начинается.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, годящимся историческими свершениями своего народа и своей культуры.
Актуальность темы:
Родина у каждого человека своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, Проектная работа „Люби и знай родной свой край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественнное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Основные задачи нравственно – патриотического воспитания в системе образования:
1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. Формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 65 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села и края;
- у 70 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села и края;
- 90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села и районного центра из – за занятости и недостатка финансовых средств;
- 60 % родителей затрудняются в знании истории села и края;
- 30 %родителей не знают и не хотят знать историю села и края.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение их новым содержанием. Поэтому возникла необходимость в создании и реализации проекта «Люби и знай родной свой край!»
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание интереса и любви к Родине на основе ознакомления детей с родным краем.
Задачи проекта:
- дать знания детям о родном селе, крае, истории родного края, достопримечательностях, промышленных объектах, экологической ситуации;
- познакомить с именами тех, кто прославил наш край;
- расширять знания детей о флоре и фауне Воронежской области;
- познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальность;
- воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- познакомить с творчеством поэтов, художников, народных умельцев села и края.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации: два года.
Приоритетная образовательная область проекта: социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы и художественное творчество, музыка, труд, безопасность.
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, селом или городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Содержание знаний о родном крае условно разделяется на три основных блока:"Мир природы" (леса, озёра, реки); "Деятельность людей" (труд, быт, праздники); "Культурный облик села" (промышленность, здания)
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы;
2. подбор произведений русского народного творчества;
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
4. подготовка разного вида бросового материала;
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
6. дидактические игры;
7. выставки книг, рисунков, поделок;
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
1. Информационно – накопительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта;
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- обращение к специалистам.
2. Организационно – практический:
- проведение цикла познавательных занятий на темы: «Прошлое и настоящее нашего села», «Село Старая Калитва – моя малая Родина», «Чем богат наш Воронежский край»
- оформление альбомов «Жизнь и люди нашего села», «Таланты живут с нами рядом», «Герои - наши земляки», «Никто не забыт – Ничто не забыто», «Хлеб – всему голова!», «Здесь родился и рос учёный – востоковед А. Е. Снесарев»
- оформление дидактических игр по краеведению:
«Герб села Старая Калитва» (собери из частей, «Узнай, где я нахожусь», «Узнай на фото», «Путешествие по карте Россошанского района» (найди своё село и реку Дон»;
- лепка «Животные и птицы Воронежской области»;
- рисование «Улица, на которой я живу»;
- экскурсии по селу (в библиотеку, на почту, в магазины, в школу и школьный краеведческий музей, в зернохранилище, в поле, в с/х мастерские, к памятнику погибшим солдатам и т. д.);
- разучивание стихов и песен о родном селе;
- оформление уголка краеведения в группе;
- изготовление мини-музея «Русская изба»
- «Сочини частушку о Старой Калитве» (словотворчество с родителями)
3. Презентационно – завершающий:
- интегрированное развлечение «Здесь Родины моей начало» (социализация, развитие речи, аппликация);
- выставка продуктов детской деятельности;
- оценка этапов реализации проекта детьми.
4. Котрольно – рефлексивный:
- подведение итогов;
- беседа «Чир мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали».
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция с другими педагогами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Итоговым результатом является проведение мониторинга, где дети покажут понимание того, что родное село – это место, где проживают они и их семьи, работают их родители; что в селе есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей, приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом; покажут свои знания, доступные их понятию об истории родного Отечества.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
4. Проявление внимания и уважения к ветеранам и пожилым людям, оказание им посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, символике, достопримечательностях, о людях, прославивших село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отображать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Рекомендации воспитателям по использованию наработанного материала.
Познавательная деятельность у детей происходит эффективнее, если:
- в группе создана предметно – развивающая среда;
- на занятиях педагог широко применяет игровые приемы;
- использует не только художественную литературу, иллюстрацию, шутку, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудие труда и т. д.);
- занятия проводятся с учётом интеграции образовательных областей;
- работа строится на основе результатов мониторинга;
- родители принимают активное участие в разных мероприятиях;
- при взаимосвязи с другими педагогами и социумом.
Используемая литература
1. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду, под редакцией З. А. Михайловой, издательство «Акцидент», СПб, 1997 год.
2. Система патриотического воспитания в ДОУ, изд. «Учитель», авторы- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова., г. Волгоград. 2007 год
3. С любовью к России, сборник конспектов занятий и праздников, изд. дом «Воспитание и дошкольника», г. Москва, 2007 год.
4. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ», Упр. ДОУ 2002№6.
5. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»,Упр. ДОУ 2004 №4
6. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ,Упр. ДОУ 2006 №8.
7. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», Упр. ДОУ 2006 №8.
8. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»,Упр. ДОУ 2005 №1.
9. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина», Упр. ДОУ 2005 №1.
10. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику», Упр. ДОУ 2008№4.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» №8-9 2007 г, №2 2008 г, №5,7 2010 г, №1,2,6 2011 г.
12. Материалы Интернет.