Анна Кадулина
Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе, как условие формирования экологической культуры ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Педагогическая наука исходит из цели воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, и последовательно отражают отношения человека к природе. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе, как условие формирования экологической культуры ребенка» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования : проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Анализ работы показал, что воспитатели в силу непонимания экологических проблем, сущности и задач экологического образования детей реализуют на практике традиционную методику ознакомления с природой, которая мало способствует воспитанию экологически направленной личности ребенка и навыков экологически безопасного поведения. Диагностика выявила у дошкольников низкий уровень экологической воспитанности : отсутствовали полные точные представления о природе станицы, района, края, о деятельности человека в нем, о нормах и правилах поведения в окружающей среде, что определяло потребительское отношение детей к природе.
Отсюда возникла идея создать проблемную группу педагогов по теме: «Использование проектно-исследовательской деятельности, как условие формирования экологической культуры дошкольников». Эта тема возникла не случайно, здание, в котором находится детский сад приспособленное, групповые комнаты маленькие, нет возможности иметь отдельную комнату для создания оранжереи, сада. Однако имеется огромный участок на территории, который силами сотрудников ДОУ оформлен в виде Экологической тропы. На Экотропе возможно осуществлять основные направления развития ребенка : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
Воспитание детей начинается с копирования поступков взрослых, формирование экологической культуры происходит путем передачи знаний, опыта, ценностей от человека к человеку, от взрослого к ребенку, от воспитателя к воспитаннику. В связи, с чем возникает необходимость формирования и развития экологической культуры не только детей, но и их родителей. С родителями воспитанников провели анкетирование и собрание «Экологическое воспитание в семье», выяснилось, что низкий уровень экологической культуры не только у детей, но и у многих родителей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых методов формирования экологической культуры воспитанников и их родителей. Этим методом является проектно-исследовательская деятельность.