Лидия Мясникова
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.
Публикация «Профессионально-личностное становление и развитие педагога» размещена в разделах
Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
Самообразование - это процесс самостоятельного приобретения знаний, предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося.
Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.) :
- экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);
- ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);
- компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);
- саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);
- методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);
- коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);
- сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);
- функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);
- психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);
- геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).
Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.
Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.
Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.
Специалисты выделяют ряд функций, присущих самовоспитанию:
- компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);
- адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);
- развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).
Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.
По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления :
- фаза оптации (период выбора профессии);
- фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);
- фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);
- фаза интервала (приобретение профессионального опыта);
- фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);
- фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);
- фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).
Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.
Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.
Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.