Приложение МААМ

Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»

Татьяна Капилевич
Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: профилактика эмоционального «выгорания» педагогов, сохранение психического здоровья и душевного благополучия.

Задачи:

«» информирование о понятии «психологическое здоровье»;

«» развитие коммуникативных и творческих способностей;

«» определение уровня умения проявлять заботу о себе;

«» снятие эмоционального напряжения. Время проведения: 45 минут.

Материалы: бланки для теста (по кол-ву участников)

План:

1. Вступление. .Знакомство. Упр. «Имя».

Публикация «Профилактический семинар-практикум (для педагогов) „Я и моё психологическое здоровье“» размещена в разделах

2. Теоретическая часть.

А)

Что такое эмоциональное «выгорание» и «психологическое здоровье» !

Б)

Способы снятия усталости и восстановления сил.

В)

Любить и быть любимым.

3. Практическая часть.

А)Тест доктора Тревора Повела.

Б) Игра «Я дарю тебе звёзды»

(Модификация упражнения В. А. Соснина и П. А. Лунева).

4. Заключение. Упр. «Подведение итогов».

Ход семинара.

1. Вступление. «Добрый день! Давайте все вместе возьмёмся за руки, образуя круг, и поприветствуем друг друга, передавая по очереди улыбку соседу справа.

Начать нашу встречу я хочу с

упр. «Имя». Цель

:знакомство с особенностями характера участников, подчёркивание индивидуальности каждого.

Каждому предлагается назвать своё имя и охарактеризовать себя с первой его буквы. Например, Женя - жизнерадостная, т. д.

Наша встреча посвящена профилактике эмоционального «выгорания» педагогов, сохранению психического здоровья и душевного благополучия.

2. Теоретическая часть.

А) По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может иметь различные характеристики. В зависимости от этого, оно выражается эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых

навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью

контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим

подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Профессия педагога и воспитателя является одной из очень сложных, так как в процессе работы происходит взаимодействие и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причём иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрёстное воздействие со стороны.

Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет воспринематься им как нежелательное и травмирующее.

Эмоциональное «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определённом этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску эмоционального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии воспитателя и педагога ДОУ относятся именно к такой категории.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Однако,в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя и чувствуют по-разному.

На одних жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния.

У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию,как-бы вопреки экстремальным ситуациям.

Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость,даёт силы для сохранения здоровья, душевного комфорта,активной созидательной позиции в сложных условиях?

И наконец, что надо делать, чтобы находить опору в себе самом?

Ответ: нужно наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Основой здесь является – психологическое здоровье, от которого зависит здоровье целом.

Что такое «психологическое здоровье»?

Этот термин был введён в научный лексикон И. В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья,относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя это понятие?

Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны являясь условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой - обеспечивает возможность не прерывного развития в течение всей жизни. Насколько психологическое здоровье взаимосвязано с физическим?

Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной. Поэтому влияние психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидно.

В качестве примера можно привести "психологические" характеристики людей,доживших до 80-90 лет. Оказалось,что все обладали:оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к ложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека. А это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом,но и чувствами,интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей.

Такой человек берёт ответственность за свою жизнь, прежде всего,на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.

Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

Можно сказать, что «ключевым» для описания психологического здоровья являются слова «гармония» и «баланс».

Гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными,телесными и психическими. Гармония между человеком и окружающими его людьми,природой, космосом.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети часто:

«» нарушают дисциплину;между ними возникают непредвиденные конфликты;

«» они могут не понимать объяснения педагога, т. д.

Профессиональное общение с коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки и перегруженности разными поручениями.

Не всегда получается найти общий язык с родителями по поводу поведения,воспитания и обучения детей.

Многие педагоги,сталкиваясь с этим,испытывают сильнейший стресс,находясь в напряжении долгое время. Они сдерживают вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Это повышает внутреннее эмоциональное напряжение,пагубно сказывается на здоровье.

Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов.

Существует такое высказывание: «Чему бывать – того не миновать».

Оно очень распространено у русских людей, которые привыкли «махать рукой» на своё здоровье и всё пускать «на самотёк».

Поэтому я призываю вас быть людьми благоразумными и со всей ответственностью подходить к вопросам здоровья в целом.

Известно, что российские педагоги очень много времени посвящают работе, а про себя любимых вспоминают редко и, чаще всего, забывают совсем. А это совсем неправильно!

В виду этого, хочется предложить вашему вниманию

список способов снятия усталости и восстановления сил:

солнце,классическая музыка, сон, вера, хобби,арттерапия,баня, шоппинг,

смехотерапия, ароматерапия, «смена мундира» (одежда для работы и дома,чистая одежда, всегда выглядеть на «5» (т. е. не обязательно дорого, но обязательно – опрятно и свежо,природа, рыбалка, путешествия, чтение, спорт, костёр, поход на концерт или в театр,

решение задач на логику, контакт с землёй (сад, дача, огород,

разные виды рукоделия, танцы, гости и много чего ещё….

И, конечно же, любовь!

В) Лев Толстой сказал:

«Не надо заботиться о том, чтобы любили Вас. Любите сами и вас будут любить».

Педагог-психолог:

«Все мы, конечно, желаем, чтобы нас любили и уважали наши друзья, родственники, знакомые, муж, дети, родители и т. д. Совершенно верно. Это понятно. А сами-то мы как к себе относимся? Умеем ли радоваться жизни, стараться видеть в людях хорошее? Не для того, чтобы их превозносить, льстить, если надо, а потому, что в каждом из нас, на самом деле, есть много чего хорошего, надо только приглядеться и, в первую очередь, к себе любимым.

Любить нужно учиться и себя в том числе! Нужно научиться прислушиваться к себе, понять чего мы хотим, о чём грезим и однажды – порадовать себя, т. е. осуществить давнюю мечту. Поверьте, не всегда это бывает дорого и неисполнимо. Просто многие из нас привыкли жить, ставя на «себе крест», постоянно издеваясь над собой и насилуя, придумывая какие-то сложности, чтобы оправдаться. А порой бывает всё гораздо проще, если очень захотеть! Ведь для человека почти нет ничего невозможного».

Как

сказал Пауло Коэльо:

«Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё осуществилось».

А вот что гласит

восточная мудрость

:

«Лишь тот вкушает высшее блаженство,

Лишь тот ведёт достойный образ жизни,

Кто, радуясь, вокруг счастливых видит,

Любя себя и сам любим другими».

3. Практическая часть.

А)

Хочется сосредоточить ваше внимание на самих себе. В виду этого предлагаю вам пройти

тест доктора Тревора Повела

. Он называется

«Как вы заботитесь о себе?»

Его

целью является

определение уровня умения проявлять заботу о себе.

Тест поможет Вам задуматься над таким важным вопросом, как забота о своём психологическом здоровье и благополучие.

(См. «Коммуникативный тренинг для педагогов, психологов, родителей». Авторы: Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. СПб. : Речь - 2010 год, стр. 148, приложение 21).

Педагогам раздаются бланки для прохождения теста, индивидуально. Затем подводятся итоги (подсчитывается сумма набранных баллов самими педагогами, воспитателями, а педагог- психолог, озвучивает результаты.

В итоге у каждого участника появляется возможность сделать соответствующие выводы и начать жить по-новому.

Б)

Предлагаю вашему вниманию игру. Она называется «Я дарю тебе звёзды»

(модификация упражнения В. А. Соснина и П. А. Лунева).

Её цель:

отработать умение принимать похвалу и положительную информацию о себе. Давайте вместе поиграем в эту игру.

Правила игры:

педагоги сидят в кругу. Каждый участник делает какой-либо воображаемый подарок соседу справа (пример: остров в Индийском океане, квартиру, самолёт и т. д.).

Т. к. это подарок воображаемый, то необходимо подробно его описать.

Обладатель подарка высказывает своё мнение о том, насколько он доволен «приобретением», подчёркивая детали, используя любую форму благодарности.

Затем мы решим, чей подарок оказался самым лучшим по общественному мнению. Победитель получит небольшую награду за изобретательность и щедрость.

4. Заключение.

Упр. «Подведение итогов».

Прошу поднять руки тех:

кто считает актуальным проведение таких мероприятий;

кому понравился информационный материал;

кому было скучно и неинтересно (Почему);

кто зря потратил время;

кто уходит с благодарностью и хорошим настроением.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»
Опубликовано: 4 мая 2014 в 00:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Капилевич (УИ 214890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД